практика DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-42-44 статья на киберленинке

Сопровождение семьи особого ребенка раннего возраста в подходе DIRFloortime

Романовский Николай Владиславович
к. психол. н., психолог, старший научный сотрудник, руководитель направления
в Центре Здоровья и Развития имени Свт. Луки
«ФГБНУ ИКП РАО», Центр Здоровья и Развития имени Свт. Луки
Москва, Россия
Romanovskij2@gmail.com
Азирова Анна Артемовна
эксперт - преподаватель DIR/Floortime, логопед, психолог, ведущий специалист
НКО «Диалог-Флортайм», Центр Здоровья и Развития имени Свт. Луки
Москва, Россия
annaazi@yandex.ru
Ключевые слова: особый ребенок раннего возраста, ранняя помощь, отношения с
матерью, DIRFloortime, вовлечение родителей
FAMILY SUPPORT FOR THE FAMILY OF A SPECIAL EARLY CHILD IN THE
DIRFloortime APPROACH
Romanovsky Nikolay
PhD in psychology, psychologist, senior scientist,
Head of Direction at St. Luke's Center for Health and Development
Laboratory of Comprehensive Studies in the Field of Early Intervention, Institute of Special
Education of the Russian Academy of Education
Moscow, Russia
Romanovskij2@gmail.com

Azirova Anna
expert DIR/Floortime teacher, speech therapist, psychologist, leading expert
NKO «Dialog-Flortajm», St. Luke's Center for Health and Development
Moscow, Russia
annaazi@yandex.ru

Keywords: special early childhood, early intervention, relationship with mother, DIRFloortime,
parental involvement
Одна из ведущих идей концепции DIRFloortime заключается в том, что основным
источником развития ребенка раннего и дошкольного возраста является его тесная
эмоциональная взаимосвязь с родителями, которые, следуя за ним, подстраивают это
взаимодействие под его уникальные особенности.

В процессе отношений с ребенком развиваются его базовые навыки, к которым
относятся внимание, отношения с людьми, взаимное общение, взаимодействие,
необходимое для решения проблем, творческое использование понятий и логическое
оперирование понятиями на уровне, доступном ребенку.

Начиная с имеющихся у ребенка навыков, развивая те, которые он способен освоить,
родители помогают ему продвигаться по ступеням развития, осваивая понятия, делая
собственные умозаключения, учась логически, творчески мыслить.
Отношения между ребенком и родителями возникают с первых месяцев жизни
ребенка, связывая их на всю жизнь. Характер и качество этих отношений, их
продолжительность играют решающую роль в развитии ребенка, поэтому семья
заинтересована в их укреплении. Задача специалистов ранней помощи заключается в том, чтобы помогать семье в формировании и укреплении таких отношений с ребенком.
Принципы работы с родителями по укреплению этих отношений строятся на базе
признания специалистами родительских ресурсов, которые, в частности, могут заключаться
в наличии у родителей положительной мотивации, намерений и опыта в сфере воспитания
ребенка.

Особый ребенок рождается как социальное существо, но в силу его особенностей
развития у него может быть искаженное восприятие социума, тогда родители могут
испытывать сложности в общении с ним, что неминуемо будет сказываться на его развитии.
Родителям такого ребенка при этом может быть трудно видеть в ребенке личность,
рассматривать его действия, слова как выражение намерений, чувств, желаний и эмоций.
При этом между ребенком и родителем может развиваться отчуждение и процесс
коммуникации существенно затруднится. В таком случае родителю важно помочь развить
более эмоциональные отношения с ребенком.

Для достижения данных целей важно создание доверительной, позитивной
атмосферы с установлением с родителями диалога с учетом их опыта и мнения вместо
инструкций. Очень важно оказать родителю особого ребенка поддержку, признать их
компетентность в воспитании их ребенка, активно делиться технологиями работы, видеть в
них партнеров и членов команды помощи особому ребенку. Опираясь на наш многолетний опыт работы с особыми детьми, мы можем с уверенностью говорить о том, что
максимальный успех ранней помощи достигается в случае вовлечения родителей в
непосредственный процесс ранней помощи, что невозможно без признания в родителе
компетентного партнера.

В случае же «сакрализации» своих знаний специалистом, нежелании делиться
своими знаниями родители видят свою функцию только в том, чтобы доставить своего
ребенка на занятия к специалисту, не ощущая себя способными как-то иначе помочь своему
ребенку.

Очень важно, что в подходе DIR/Floortime в рамках ранней помощи происходит
разделение ответственности между специалистами и родителями, при этом каждый делает
часть своей работы.
Библиография
  • Гринспен, С., Уидер, С. (2013). На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. М.: Теревинф, 512.
  • Романовский, Н. В., Азирова, А. А. (2020). Ребенок и семья в подходе DIR/Floortime. Психология и психотерапия семьи, (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rebenok-i-semya-... (дата обращения: 31.03.2022).
  • Stern, D. (1995). The Motherhood Constallation. N.Y: Basic Books Inc.
Для цитирования:
Авторы: Романовский Н.В., Азирова А.А.
Выпуск: №3 (21) 2022
Страницы: 42-44
Раздел: Практика
URL: https://familypsychology.ru/practice/special-early-child-dirfloortime
DOI: 10.24412/2587-6783-2022-3-42-44