практика DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-36-39 статья на киберленинке

Проблемы психологической поддержки семей, воспитывающих детей с онкозаболеваниями, в период эпидемиологических и социально-экономических ограничений

Улыбина Екатерина Владимировна
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики детства
ФГБОУ ВО Красноярский государственный педагогический
университет им. В. П. Астафьева
Красноярск, Россия
fyodorova_90@inbox.ru
Ключевые слова: онкологическое заболевание, жизнеугрожающее заболевание,
онкопациент детского возраста, психологическая помощь
PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES RAISING CHILDREN
WITH CANCER DURING EPIDEMIOLOGICAL AND SOCIO-ECONOMIC
LIMITATIONS
Ulybina Ekaterina Vladimirovna
senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy of Childhood
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev
Krasnoyarsk, Russia
fyodorova_90@inbox.ru

Keywords: oncological disease, life-threatening disease, childhood cancer patient, psychological
assistance
Публикация подготовлена по результатам работ с использованием средств гранта
Красноярского краевого фонда науки No2022031008473 «Разработка и апробация
информационно-методического портала как средства психолого-педагогического
сопровождения современных родителей на основе диагностики их потребностей и
затруднений».
Происходящие в обществе изменения, связанные с введением ограничений
социально-экономического характера, протеканием пандемии, становятся существенным
обстоятельством, диктующим изменения в организации системы психологической помощи
семьям, имеющим детей с онкологическими заболеваниями (Безымянный, 2021; Богданова,
Черненко, 2012).

В штатном режиме спектр оказываемых видов сопровождения семей,
воспитывающих детей с онкозаболеваниями, включает меры по психологической,
социальной, финансовой, юридической помощи (Ширяев, 2016). Несмотря на наличие
отлаженных механизмов работы, в ситуации социально-экономической и политической
нестабильности, возникающей на фоне пандемии, система психологической помощи не
может существовать эффективно в неизменном виде. Перед реализацией мер
психологической поддержки онкопациентам и их семьям возникает ряд препятствий.
Вопреки тому, что комплексный подход является наиболее эффективным в
сопровождении онкопациентов детского возраста, отмечается невозможность
осуществления психологического сопровождения ребенка с выявленным онкологическим
заболеванием и членов его семьи в тандеме с медицинской помощью (Ткаченко,
Кушнарева, 2019; Улыбина, 2021). Медицинские учреждения в изменившейся ситуации не
всегда могут оказывать плановую и экстренную помощь в полном объеме: система
здравоохранения является перегруженной ввиду переориентации сотрудников для работы
с пациентами, заразившимися коронавирусной инфекцией, а также высокого уровня
заболеваемости среди персонала.

Также исследователями отмечается тенденция к повышению тревожности и страхов
у населения, вызванная нестабильностью в мире, что сказывается на психологическом
состоянии онкопациентов и их близких: затрудняется принятие диагноза, выработка
адаптивного отношения к заболеванию, прогнозирование будущего, активность личности,
фрустрация основных человеческих потребностей и смысла жизни. Катализатором проблем
становятся изменения личности пациентов и членов их семей психогенного характера,
вызванные перенесенной коронавирусной инфекцией (Погонченкова, 2021).

Усугубление психологической неустойчивости онкопациента и членов его семьи спровоцировано следующими условиями:

1. Обостряется ситуация ожидания помощи пациентами, которая в обычных
условиях оказывается первоочередно, это приводит к появлению страха по
поводу перебоя с медикаментами, невозможности получать лечение за рубежом.

2. Снижается уровень мобильности пациентов и сопровождающих их лиц.
Введены международные и междугородные ограничения передвижения.

3. Ограничиваются возможности полноценной интеграции пациента и его семьи в
общество. Амбулаторное лечение и наблюдение пациентов практически не
предполагает полноценного включения ребенка в образовательный процесс, что
усугубляется дистанционной работой некоторых образовательных учреждений.
Изменяется социальная ситуация развития ребенка, что может спровоцировать
наступление кризиса личностного развития ввиду сужения доступного
социального пространства. Соблюдая рекомендации изоляции, часть родителей
также не имеют возможности организовать собственный труд в режиме
непосредственной коммуникации в коллективе, что усугубляет наличие проблем
в общении с социумом (Богданова, Черненко, 2012).

4. В семьях, имеющих детей с онкологическими заболеваниями, удовлетворяются
не в полной мере либо игнорируются гедонистические потребности: становится затрудненным планирование санаторно-курортных выездов по причине
рекомендованного ограничения миграции за рубеж, по некоторым
туристическим направлениям внутри страны, сокращено количество культурно-
массовых, спортивных мероприятий, кинопоказов и т. д.

5. Происходит повышение цен на импортную продукцию, предметы первой
необходимости, в семьях с ограничением материального достатка
(перераспределение ролей в семейной системе чаще всего влияет на
необходимость одному из родителей отказаться от трудовой деятельности для
осуществления ухода за ребенком и его лечения) это влечет риск снижения
качества жизни в семьях.

6. Затруднено прогнозирование будущего. Неопределенность прогноза
заболевания усугубляется нестабильностью в мире: нет точных предположений
о сроках окончания пандемии, стабилизации процессов в экономике, политике и
т. д. (Гапова, Данченко, 2020).

Таким образом, перечень проблем, связанных с оказанием психологической
поддержки семьям, воспитывающим детей с онкологическими заболеваниями, носит как
объективный, так и субъективный характер. Среди стратегических решений для повышения эффективности оказания психологической поддержки можно выделить получение возможности частичного перевода работы специалистов в медиапространство. Ответы на вопросы, разъяснение результатов анализов лечащими врачами в телефонном режиме или письменном виде посредством Интернет позволят сократить сроки получения обратной связи, таким образом будет достигаться снижение психологического напряжения онкопациентов и членов их семей перед неизвестностью. Использование цифровизации также представляется перспективным направлением в работе психологических служб при медицинских учреждениях — в формате телеконференций повышается доступность и, соответственно, своевременность индивидуальных и групповых консультаций, средствами виртуальных групп поддержки (как взрослых, так и детских) происходит расширение социальных контактов, появляется возможность самореализации и самовыражения участников, данный вид работы также может стать ресурсом для психологической, навигационной, материальной поддержки семьям, воспитывающим детей с онкозаболеваниями. В целом, необходимо детальное планирование и переориентирование системы психологической помощи уязвимым категориям лиц.
Библиография
  • Безымянный, А. (2021). Инфраструктурные изменения в первичной медико-санитарной помощи в условиях COVID-19. Московская медицина, 3(43), 6–10. URL: https://niioz.ru/upload/iblock/826/826d09368956df821178c6bcde20c828.pdf (дата обращения: 05.08.2022).
  • Богданова, Е. И., Черненко, О. А. (2012). О психологической помощи родственникам детей, страдающих онкологическими заболеваниями. Сборник тезисов IV Всероссийского Съезда онкопсихологов, с. 70.
  • Гапова, Л. Г., Данченко, С. А. (2020). Отношение к болезни и актуальные психические состояния онкобольных. Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности, 10, 79–86.
  • Погонченкова, И. (2021). Особенности реабилитации больных и переболевших COVID-19. Московская медицина, 3(43), 26–28. URL: https://niioz.ru/upload/iblock/826/826d09368956df821178c6bcde20c828.pdf (дата обращения: 05.08.2022).
Для цитирования:
Авторы: Улыбина Е.В.
Выпуск: №3 (21) 2022
Страницы: 36-39
Раздел: Практика
URL: https://familypsychology.ru/practice/problems-of-psychological-support-parents
DOI: 10.24412/2587-6783-2022-3-36-39