практика DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-32-33 статья на киберленинке

Дистанционное консультирование детей с нарушениями развития: значение участия родителей

Щербакова Анна Михайловна
к.пед.н., профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии
факультета клинической и специальной психологии
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Москва, Россия
scherbakovaam@mgppu.ru
Ключевые слова: дети с нарушениями развития, продуктивная деятельность, совместная
деятельность родителя и ребенка, психолого-педагогическое консультирование семьи
REMOTE COUNSELING OF CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISORDERS:
THE IMPORTANCE OF PARENTAL INVOLVEMENT
Shcherbakova Anna
PhD, professor
Moscow State University of Psychology and Education (MSUPE)
Moscow, Russia
scherbakovaam@mgppu.ru

Keywords: children with developmental disorders, productive activity, joint activity of parents
and children, productive activity, psychological and pedagogical support of the family
Одной из важнейших задач работы с семьей ребенка с нарушением развития
является помощь родителям во включении их в совместную с детьми деятельность.
Успешность социального и личностного становления ребенка во многом зависит от
готовности родителя к взаимодействию в рамках деятельности, обеспечивающей
приобретение опыта, релевантного потребностям развития (Мастюкова, Московкина, 2003;
Щербакова, 2012). При этом в известных нам работах, посвященных проблеме семьи,
воспитывающей ребенка с нарушением развития, не ставится вопрос о связи
психологических особенностей родителей с их готовностью к включению в совместную с
ребенком деятельность.

Мы предположили, что уровень включенности родителя, воспитывающего ребенка
с нарушением развития, в совместную с ребенком продуктивную деятельность имеет связь
с психологическими особенностями родителя. Нами было осуществлено
экспериментальное исследование, в котором, согласно методике «Психологический тип
родителя» (Ткачёва, 2014), у родителей выявлялся один из трех психологических типов:
авторитарный, невротичный или психосоматический. Также родителям была предложена
анкета, проводились беседы и осуществлялось наблюдение за их совместной с детьми
продуктивной деятельностью в ходе специально разработанной программы психолого-
педагогической коррекции. Результаты исследования показали (Щербакова, 2021), что
преобладающим психологическим типом родителей детей с нарушениями развития
является психосоматический — 70% исследуемой группы. Невротичный тип и
авторитарный выявлены у равного числа исследуемых — по 15%.

Психологической особенностью психосоматического типа является определенная
эмоциональная лабильность. При способности проявлять тенденцию к доминированию,
свойственному родителям авторитарного типа, отмечаются частые смены настроения, как
у родителей невротичного типа. При этом яркие проявления эмоций нехарактерны,
преобладают сдержанность и корректность. Многие матери во время исследования
выглядели уставшими, жаловались на плохое самочувствие — головные боли, бессонницу,
раздражительность, частую смену настроения. Их основной ресурс уходит на занятия с
детьми дома.

Анализ связи между психологическим типом родителей и их уровнем включенности
в совместную с ребенком продуктивную деятельность показал, что среди матерей
психосоматического типа удовлетворительный уровень включенности имеют 79%,
высокий уровень включенности имеют 21%, низкий уровень включенности отсутствует.

По итогам участия в коррекционно-развивающей программе группа матерей
психосоматического психологического типа продемонстрировала значительную динамику:
показатель их включенности повысился до 79%, изменения попадают в зону значимости.
Данные, полученные в проведенном нами исследовании, дают обоснование для
использования найденных подходов повышения включенности родителей в совместную с
ребенком деятельность в дистанционном консультировании детей с особыми
образовательными потребностями.

Библиография
  • Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. (2003). Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии, Селиверстов В. И. (ред.). Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. 408.
  • Ткачева, В. В. (2014). Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, с. 160.
  • Щербакова, А. М. (2012). Значение предметно-практической деятельности в социальном становлении детей с ограниченными возможностями здоровья: Шеманов А. Ю. (ред.), Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации. М., 76–93.
  • Щербакова, А. М., Василькова, Е. А. (2021). Пути формирования совместной продуктивной
    деятельности родителя и ребенка с нарушением развития. Вопросы психического здоровья детей и подростков, 3, 27–36.
Для цитирования:
Авторы: Щербакова А.М.
Выпуск: №3 (21) 2022
Страницы: 32-33
Раздел: Практика
URL: https://familypsychology.ru/practice/remote-counseling-of-children-with-developmental-disorders
DOI: 10.24412/2587-6783-2022-3-32-33