практика DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-34-36 статья на киберленинке

Онлайн терапевтические группы для родителей детей и молодежи с особенностями развития в период пандемии

Горина Екатерина Юрьевна

психолог-консультант
АНО Центр «Пространство общения», РБОО «Центр лечебной педагогики»
Москва, Россия
ekaterina.gorina1988@gmail.com
Рязанова Анастасия Владимировна
психолог-консультант, директор
АНО Центр «Пространство общения»
Москва, Россия
aryzanova@yandex.ru
Ключевые слова: терапевтические группы, психологическая помощь онлайн, родители
детей с нарушениями развития
ONLINE THERAPEUTIC GROUPS FOR PARENTS DURING THE PANDEMIC
Gorina Ekaterina
psychologist
ANO Center «Space for Communication»
Moscow, Russia
ekaterina.gorina1988@gmail.com

Ryazanova Anastasia
psychologist, director
ANO Center «Space for Communication»
Moscow, Russia
aryzanova@yandex.ru

Keywords: therapeutic groups, psychological help online, parents of children with disabilities
Ограничения и атмосфера, связанные с пандемией, в значительной степени повлияли
на семьи с детьми с нарушениями развития. В таких семьях, по нашим наблюдениям, самые
острые реакции и наибольший стресс дети и родители испытывали в начале, когда были
введены строгие ограничения. Постепенно в семьях накопился опыт адаптации к новой
ситуации. Раньше в АНО Центр «Пространство общения» проводились группы
психологической поддержки только очно для семей, чьи дети посещали занятия в центре
(Рязанова, 2006). Ответом на пандемию стали расширение программы бесплатных
индивидуальных психотерапевтических онлайн-приемов для семей по всей России и старт
онлайн-групп для всех желающих. В результате появился проект «Семья в фокусе»,
посвященный психологическому сопровождению семей. В этом сообщении мы обобщим
наши наблюдения за опытом преодоления сложностей, связанных с ковидом, в таких
семьях, а также расскажем об онлайн-группах, которые были созданы с целью поддержки
в проработке этого опыта, а также, шире, опыта «особого» родительства в целом (Браун,
Кристенсен, 2001; Рязанова, 2006; Селигман, Дарлинг, 2007).

Основные трудности, о которых говорили родители, можно условно разделить на две категории:

1. Проблемы, связанные с нарушением привычных рутин. С введением локдауна
родители потеряли возможность выходить из дома, что привело к изоляции семьи.
Часто уход за человеком с нарушениями и представляет особенную сложность, если
невозможно сменить обстановку или получить передышку от ребенка хотя бы на
время. Трудности создавала также невозможность привлечь к заботе о ребенке
помощников: бабушек, дедушек и нянь (из-за риска их заражения). Также многие семьи говорили об изменениях, связанными с работой из дома: для многих детей сложность составляло то, что родитель физически рядом, но не может уделить внимание ребенку, или ограничен привычный доступ в комнату.

Все эти факторы часто приводили к перевозбуждению, росту поведенческих
проблем, дезориентации у детей. Это, в свою очередь, порождало проблемы со сном,
аппетитом, регуляцией и становилось «двойным» вызовом для родителей,
истощенных работой и сложным эмоциональным фоном.

Для совладания с этими проблемами родители использовали различные
стратегии: переезд за город и т. п., также родители отмечают, что онлайн-занятия со
специалистами помогали им самим и их детям сохранять контакт и стабильность в
период изменений. В свою очередь, ряд организаций достаточно оперативно
перестроил свои сервисы, создавая новые дистанционные программы, что
увеличило доступ к помощи для семей из регионов. (В тех группах, которые мы вели
в период первой волны пандемии, вопросы, связанные с ее влиянием, постепенно
сошли на нет, оставляя все больше пространства «обычным» вопросам семей с
детьми с особенностями развития).

2. Проблемы, связанные с ограничением доступа в медицинские учреждения. Если и
раньше доступ в отделения интенсивной терапии, в реанимацию или в
психиатрическую больницу к ребенку был ограничен, то теперь часто родители не
могли контактировать с ребенком совсем. Отсутствие доступа до сих пор
воспринимается семьями как большая потенциальная угроза.
И в начале пандемии, и сейчас, когда большинство семей свидетельствует о частичной
или полной адаптации к ситуации, одним из полезных ресурсов помощи родителям
являются онлайн-группы поддержки. В проекте «Семья в фокусе» родителям доступны как
индивидуальные психологические консультации (до 10 встреч в год), так и групповой
формат работы. В группе обычно от 4 до 8 участников и двое ведущих.

Онлайн-работа в таких группах предполагает ряд особенностей:

1) Ведущий группы обладает психотерапевтическим образованием, но полезно, если
он имеет опыт работы с детьми и взрослыми с особенностями и информирован о
системе помощи, доступной в стране.

2) Особую важность приобретает сеттинг. В системе бесплатной помощи есть
особенности сеттинга, к которым добавляется специфика онлайн-работы. Часто
клиенты могут выходить на связь из общественных мест, быть за рулем во время
группы и т. д. Важно отдельно проговаривать правила обеспечения безопасного
места и времени, конфиденциальности и уважения границ других участников.

3) Набор в группы открытый, до запуска один из ведущих связывается с участниками,
оставившими заявку. Основная цель такого собеседования: прояснить ожидания,
оценить социальную ситуацию и психологическое состояние, предложить при необходимости воспользоваться индивидуальной поддержкой, рассказать о работе
группы, ответить на вопросы.

На данный момент группы функционируют в формате 12 еженедельных встреч по 1,5–2
часа. В группах бывают очень разные запросы и динамика. Есть те, где заявляются более
«терапевтические» запросы (на работу с разными чувствами и состояниями,
самоисследование), есть те, где участники делятся друг с другом информацией и опытом в
разных сферах, относящихся к особому родительству.

В соответствии с запросами и потребностям участников меняется и формат обсуждения:
на одних встречах участники больше взаимодействуют друг с другом, и ведущие
выполняют роль модераторов, на других — ведущий помогает участнику раскрыть запрос
и предлагает практики для самостоятельной работы.

Библиография
  • Браун, Дж., Кристенсен, Д. (2001). Теория и практика семейной психотерапии. СПб: Питер,248–276.
  • Рязанова, А. В. (2006). О родительских группах. Особое детство: шаг навстречу переменам. М.: Теревинф, 41–63.
  • Селигман, М., Дарлинг, Р. Б. (2007). Обычные семьи, особые дети: Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. М.: Теревинф.
Для цитирования:
Авторы: Горина Е.Ю., Рязанова А.В.
Выпуск: №3 (21) 2022
Страницы: 34-36
Раздел: Практика
URL: https://familypsychology.ru/practice/online-parents-groups-pandemic
DOI: 10.24412/2587-6783-2022-3-34-36