В своей статье мы сфокусировались на особенностях интеграции игровой и семейной терапии в концепции DIR/Floortime
Данная концепция была предложена профессором С. Гринспеном как система помощи детям с расстройством аутистического спектра с раннего возраста. На сегодняшний день методика применяется как терапевтический инструмент в работе с детьми с особенностями развития, подростками и взрослыми, а также используется в коррекционной работе с нейротипичными детьми (Гринспен, Уиндер, 2017). Floortime является терапевтическим инструментом комплексной программы DIR, направленной на развитие социальных, эмоциональных и интеллектуальных способностей, ориентированной на индивидуальный сенсомоторный профиль и на эмоционально «заряженное» взаимодействие внутри отношений (Гринспен, Уиндер, 2017). Метод основывается на спонтанности терапевта во взаимодействии с ребенком, использовании «естественных интересов и эмоций ребенка» с учетом особенностей его нервной системы и уровня развития (Гринспен, Уиндер, 2017). Важным аспектом для специалиста DIR/Floortime является работа с эмоциональными проявлениями, что влияет на базовые способности в мышлении, общении, умственной деятельности и развитии «полноценного самосознания» (Гринспен, Уиндер, 2017).
Фокусом работы психолога в этом методе является «формирование эмоционально значимого взаимодействия» взрослых с детьми и последовательное освоение шести базовых и трех последующих «уровней функционально-эмоционального развития» ребенка (Гринспен, Уиндер, 2017). Психотерапевтические подходы по работе с детьми, сосредоточенные на симптомах нарушений, совершенствовании поведенческих и дисциплинарных навыков, не уделяют должного внимания аффективной сфере, специфике обработки информации, особенностям работы сенсорных систем, организации способов моторного планирования, биомедицинским факторам (Гринспен, Уиндер, 2017). Для специалиста, работающего в методе Floortime, важной является организация терапевтической работы таким образом, чтобы у ребенка возникло ощущение удовольствия от общения и взаимодействия со взрослым (Гринспен, Уиндер, 2017). Поэтому основополагающим принципом является включенность родителей в терапевтический процесс. Родители обучаются взаимодействию с ребенком, наблюдая за работой специалиста и вовлекаясь в игровой процесс, а затем, поняв особенные потребности ребенка и освоив базовые инструменты метода, занимаются с ребенком в домашних условиях, учитывая текущие рекомендации специалиста.