Романовский Н.В., Азирова А.А. РЕБЕНОК И СЕМЬЯ В ПОДХОДЕ DIR/FLOORTIME 

статья на сайте cyberleninka

DOI: 10.24411/2587-6783-2020-10009

РЕБЕНОК И СЕМЬЯ В ПОДХОДЕ DIR/FLOORTIME 

Романовский Н.В.

Азирова А.А.

Аннотация. Концепция DIR/Floortime все более широко используется в работе с детьми с РАС и другими нарушениями развития и является одним из популярных и известных психолого-педагогических подходов. Ее авторы, американский врач-психиатр доктор Стенли Гринспен и его коллега Сирена Уидер, считали одной из значимых особенностей данного подхода то,  что он приближает ребенка с нарушенным развитием к пути здорового онтогенетического развития. В основе DIR/Floortime, лежит модель эмоционального функционального развития, которая включает в себя ряд иерархически организованных навыков, необходимых для здорового развития психики ребенка. Развитие этих навыков происходит в эмоционально значимых отношениях, учитывающих индивидуальные особенности ребенка, включающие, в том числе, и семейную составляющую. С точки зрения подхода DIR/Floortime семья ребенка является главным ресурсом его развития. Родителям важно владеть определенными навыками, способствующими взаимодействию с ребенком. В основе подхода DIR/Floortime лежит теория привязанности Дж. Боулби, в которой большое значение уделяется качеству привязанности между ребенком и родителями. Оно может как способствовать, так и препятствовать проявлению этих родительских навыков. Во время занятий с ребенком и бесед с родителями мы обращаем внимание на характер взаимодействия родителей с детьми, исследуем их возможности и помогаем им развивать в себе навыки и умения, важные для установления взаимодействий с ребенком. В статье рассматриваются эти умения и приводятся конкретные примеры работы специалиста DIR/Floortime с родителями.

Ключевые слова. Гринспен, DIR/Floortime, игра, социально-эмоциональное развитие, ступени эмоциональных функциональных отношений, дети с РАС, дети с нарушениями в развитии, аутизм, задачи работы с родителями, переживание депрессии, горе, привязанность, ресурсы семьи.

FAMILY AND CHILD IN THE DIR/FLOORTIME APPROACH 

Romanovsky N. V.

Azirova A. A.

Abstract. DIR/Floortime is increasingly used in work with children with ASD and other developmental disorders and is one of the popular and well-known psychological and pedagogical approaches. Its authors are an American psychiatrist Dr. Stanley Greenspan and his colleague Sirena Wider. One of the significant features of this approach is that it brings a child with impaired development closer to the path of healthy ontogenetic development. At the heart of DIR/Floortime there is a model of emotional functional development which includes a number of hierarchically organized skills necessary for the healthy development of the child’s psyche. The development of these skills occurs in emotionally significant relationships that take into account the individual characteristics of the child, including the family component. From the point of view of the DIR/Floortime approach, the child’s family is the main resource of his development. It is important for parents to have certain skills that facilitate interaction with the child. At the heart of the DIR/Floortime approach there is J. Bowlby’s theory of attachment, in which great importance is given to the quality of attachment between the child and the parents. It can both facilitate and hinder the manifestation of these parenting skills. During lessons with the child and conversations with parents, we pay attention to the nature of interaction between parents and children, explore their capabilities and help them develop skills and abilities important for establishing interactions with the child. The article discusses these skills and provides specific examples of the DIR/Floortime specialist working with parents.

Keywords. Greenspan, DIR/Floortime, play, social and emotional development, levels of emotional functional relations, autism, children with ASD, children with developmental disabilities, tasks of working with parents, experiencing depression, grief, attachment, family resources.

читать статью