ИССЛЕДОВАНИе DOI — 10.24412/2587-6783-2024-2-10-20 СТАТЬЯ НА КИБЕРЛЕНИНКЕ

Восприятие представлений
о любви у женщин зрелого возраста, проживающих
в России

Мадонова Дарья Сергеевна
Нарративный практик, психолог-консультант, специалист по работе с травмой,
ведущая групп, частная практика
Москва, Россия
madonova.darya@ya.ru
Мадонова Елена Николаевна
Кандидат психологических наук,
Москва, Россия
enmad1@ya.ru
Предметом изучения в данном исследовании являются различия в представлениях
о любви. На примере женщин из России проверялась гипотеза о том, что представления
о любви незначительно трансформируются с течением времени в зависимости от возраста. В исследовании приняли участие 94 женщины. Для сравнения женщины были разделены по возрастному признаку (первая группа — зрелые женщины первого этапа (21-35 лет), вторая группа — зрелые женщины второго этапа (36-55 лет). В качестве методик использовался опросник «Представления о любви» (Джидарьян И. А., Беловол Е. В., Маслова О. В., 2014)
и классический ассоциативный эксперимент (Власенкова И. Н., 2009). Сопоставительный анализ полученных данных показал, что представления о любви имеют статистически достоверно больше общих черт, чем различий. В представлениях о любви зрелых женщин первого и второго этапа, гипотеза о том, что представления о любви женщин и первого
и второго этапа не будут иметь значимых различий, подтвердилась в представлении «любовь помеха» и «любовь как самоотдача». Гипотеза о том, что у женщин, относящихся к первой группе, будут присутствовать в ассоциациях более конкретные понятия любви, в то время как у женщин второй группы будут наблюдаться более обширные понятия о том, что такое любовь, подтвердилась.
Ключевые слова: представления о любви, ассоциации, женщины, статистика, зрелость, возрастные этапы.
Perception of ideas about love in mature women living in Russia
Madonova Daria Sergeevna
Narrative practitioner, consulting psychologist, specialist in
working with trauma, group leader
Russia, Moscow
madonova.darya@ya.ru

Madonova Elena Nikolaevna
Candidate of Psychological Sciences
Educational psychologist
GBOU SCHOOL No. 2089
Russia, Moscow

The subject of study in this study is differences in ideas about love. Using the example of women from Russia, the hypothesis was tested that ideas about love change slightly over time depending on age. 94 women took part in the study. For comparison, the women were divided by age (the first group - mature women of the first stage (21-35 years old), the second group - mature women of the second stage (36-55 years old). The methods used were the questionnaire “Ideas about love" (Dzhidaryan I A., Belovol E.V., Maslova O.V., 2014) and the classic associative experiment (Vlasenkova I.N., 2009). A comparative analysis of the data obtained showed that ideas about love have statistically significantly more similarities than differences. In the ideas about love of mature women of the first and second stages, the hypothesis that the ideas about love of women of the first and second stages will not have significant differences was confirmed in the ideas of “love is a hindrance” and “love as self-giving.” The hypothesis that women belonging to the first group will have more specific concepts of love in their associations, while women of the second group will have more extensive concepts of what love is,
was confirmed.

Key words: ideas about love, associations, women, statistics, maturity, age stages.
Любовь — одно из важных понятий в жизни каждого человека. Она является неотъемлемой частью отношений между людьми, формирует наши ценности и взгляды на жизнь. Однако, с течением времени, с возрастом и жизненным опытом мнения о том, что включает в себя понятие «любовь» могут изменяться. Связано это с тем, что меняется жизненный контекст, окружающая действительность, человек взаимодействует с другими людьми, набирается разного личного опыта, с которым, с течением времени, соотносит себя и формирует новые смыслы и идеи. Данная проблема является междис-циплинарной, исследуется различными науками, включая психологию, социологию и философию (Евсеева Я.В., 2017). Исходя из идеи, что представления о любви формируются и трансформируются в ходе индивидуального развития, в нашей статье мы сосредоточимся на представлениях о любви у женщин на этапе зрелости и проанализируем, как эти представ-
ления меняются с возрастом (Былинская Н.В., Дубина А. М., 2013). Необходимо очертить границы зрелости, как одного из важнейших понятий в нашей статье. Следуя за исследователями (Г. Гримм, Б.Г. Ананьев, А.А. Маркосян), описывающими зрелый возраст, он же период зрелости или просто зрелость в соответствии с международной возрастной периодизацией (1965 г.), указанный возраст разделяют на два периода. Первый период — 22-35 лет для мужчин и 21-35 лет для женщин, второй период — 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин. То есть в данной работе при упоминании зрелости имеются в виду вышеуказанные возрастные промежутки.
Проблемой исследования является поиск различий в представлениях о любви у женщин зрелого возраста первого периода и второго периода. Теоретическая гипотеза, которая лежит в основе данного исследования, предполагает, что представления о любви трансформируются с течением времени в зависимости от возраста и жизненного опыта человека. Исследуя зрелых женщин первого (21-35 лет) и второго (36-55 лет) этапов, мы предполагаем, что у женщин, относящихся к
первой группе, будут присутствовать в ассоциациях более конкретные понятия любви, в то время как у женщин второй группы будут наблюдаться более обширные понятия о том, что такое любовь. Также предполагается, что ответы на выска-зывания «представления о любви» женщин и первого и второго этапа не будут иметь значимых различий.

Цель: исследовать различия в представлениях о любви у женщин зрелого возраста.
Предмет: представления о любви у женщин зрелого возраста.
Объект: женщины зрелого возраста, проживающие в России.
Актуальность: любовь — это одно из наиболее значимых и универсальных человеческих чувств, которое может оказывать значительное влияние на жизнь человека и его отношения с другими людьми. Период зрелого возраста достаточно продол-жительный, а значит представление о любви может изменяться, наполняться новыми смыслами, ценностями. Например, по данным статистики, наиболее распространенный диапазон вступления в брак выпадает на первый этап зрелости – от 25 до 34 года. Молодые пары проходят этап адаптации, который может сплотить или разрушить брак. Поэтому понимание того, как люди воспринимают и описывают любовь, может помочь лучше понять эмоциональные и социальные потребности на разных возрастных этапах.

В нашей статье в качестве методик мы используем методику свободных ассоциаций (Власенкова И. Н., 2009) и опросник «Представления о любви» Джидарьяна И.А., Беловол Е.В., Масловой О.В. (Джидарьян И. А. и др., 2014).

Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической литературы, посвящённой изучению феномена любви.
2. Разработать программу эмпирического исследования и провести эмпирическое исследование выявления различий в представлениях о любви у женщин зрелого возраста.
3. На основании статистической обработки полученных эмпирическим путем данных, их анализа и обсуждения, выявить различия в представлениях о любви у исследуемых женщин.

Описание выборки исследования: в анонимном исследовании приняли участие 94 человека. Группы женщин были распределены по возрастному параметру. Группу первого этапа (21-35 лет) составили зрелые женщины в количестве
51 человек, из них: 7 женщин имеют детей, 19 женщин в зарегистрированном браке, 32 женщины находятся в незарегистрированных отношениях, 9 женщин не состоят в отношениях. Группу второго этапа (36-55 лет) составили зрелые женщины в количестве 43 человека, из них: 38 женщин имеют детей, 36 женщин в зарегистрированном браке, 4 женщины находятся в незарегистрированных отношениях, 3 женщины в разводе. Все респонденты проживают на территории России, город Москва. Группу женщин первого этапа составили студенты психологического факультета МПГУ, группу женщин
второго этапа составили знакомые первой группы.

Респондентам предлагалось поучаствовать в исследовании на тему: «Восприятие представлений о любви у женщин», где необходимо было ответить на несколько пунктов анкеты и выполнить ряд заданий в Google Forms. Инструкция к анкете: «Уважаемый участник опроса, просим Вас ответить на представленные ниже вопросы: ваш возраст,
наличие и количество детей, ваше семейное положение».
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы специалистами по семейному консультированию, в психотерапевтической и просветительской работе,
а также могут быть учтены при профессиональной подготовке будущих специалистов в сфере семейной терапии.

Постановка проблемы
Феномен любви был предметом анализа многих исследователей, в виду того, что любовь является важнейшей потреб-ностью человека. В психологии любовь рассматривается как феномен, глубоко связанный с формированием и развитием личности в онтогенезе (Забзалюк - Брус Т. В., 2019). Первым, кто уделил любви принципиальное значение в жизни личности, был Зигмунд Фрейд. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд рассматривал любовь как разновидность полового импуль-са, влечение, энергию первичных позывов - либидо. (Жуков В.Н., 2021). Американский психолог Эрик Эриксон считает, что
любовь является одной из добродетелей, приобретаемых человеком в ходе жизни. Согласно его теории психосоциального развития, любовь расцветает на стадии молодости, в то время как до этого этапа она находится в латентной стадии. По его мнению, душевная и эмоциональная способность принимать и соблюдать верность - свидетельство окончания юности, тогда как зрелость начинается со способности принимать и проявлять любовь и заботу (Эриксон Э., 2023). Любовь в молодости (20-25 лет) рассматривается как качество, характеризующее нормальный выход из кризиса «интимность – изоляция» (Ильин. Е.П., 2014). Эрих Фромм, немецко-американский психолог, рассматривает любовь как здоровое чувство, способное лечить неврозы. Фромм утверждает, что любовь связана с самовыражением и самоутверждением, как у себя, так и у другого человека. Любящий, не стремится владеть, а стремится отдавать себя, действовать в интересах другого. По мнению Фромма, любовь связана не с объектом, а с человеческой способностью к любви. В его теории любовь — это позиция, формирующая отношение человека к миру, а не только к одному объекту любви (Фромм Э., 2022). В области гума-нистической психологии американский психолог Абрахам Маслоу уделял значительное внимание функциональной
любви. Центральным элементом его теории была модель иерархии человеческих потребностей. В этой модели любовь рассматривается как одна из потребностей, а, следовательно, и как одна из основных мотиваций (Розенова М.Н., 2006). В более поздних исследованиях разные авторы выделяли разные типы любви. Так, Цветкова Н.А., Макарова Е.Ю., отметили, что отношение к любви у каждого поколения, как и у каждой возрастной категории лиц, отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в конкретном
социуме и выделили три типа любви: реалистический, романтический и прагматичный (Цветкова Н.А., Макарова Е.Ю., 2014). И. А. Джидарьян, Е. В. Беловол, О. В. Маслова выделили другие типы любви, а именно: «любовь – помеха», «любовь – самоотдача», «любовь как возвышающая человека сила» (Джидарьян И. А. и др., 2014).
Методики исследования

Для реализации эмпирического исследования нами были использованы две диагностические методики, отвечающие целям и задачам исследования. В первой методике испытуемым предлагалось написать шесть субъективных ассоциаций, связанных со словом «любовь». Суть метода заключается в том, чтобы быстро и спонтанно отвечать на предъявленное «слово-стимул» первым словом, пришедшим в голову. Цель методики: выявить конкретное количество свободных ассоциаций к слову «Любовь». Инструкция: дайте, пожалуйста, ассоциации (первое слово, которое Вам придет в голову) на слово «Любовь». Таких ассоциаций должно быть не меньше пяти. Подсчет ответов в группах осуществлялся по большему количеству совпадений. Во второй методике — опроснике «Представления о любви» — присутствует список из 27-ми высказываний о любви известных мыслителей, писателей, поэтов, деятелей культуры разных времен и народов, ставшие крылатыми выражениями и получившие статус классических. Испытуемым предлагался бланк с высказываниями о любви без указания авторов. Их просили выразить степень своего согласия или несогласия с утверждениями по пяти-балльной шкале, где ответ «полностью согласен» оценивался четырьмя баллами, «согласен» — тремя, «затрудняюсь отве-тить» — двумя, «не согласен» — один, «полностью не согласен» — ноль баллов. При разделении ответов женщин первого
и второго этапа зрелости представлений о любви: «Любовь – помеха», «Любовь – самоотдача», «Любовь как возвышающая человека сила», сопоставляли результаты различий.

Математические расчеты проведены с помощью следующих статистических методов: Сравнение количественных незави-симых показателей проводилось с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни, позволяющего дать оценку различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. В нашем случае уровнями выступают представления о любви: «Любовь как самоотдача», «Любовь как возвышающая личность сила», «Любовь - помеха». Так как в статье рассматривается небольшая выборка, то данный критерий позволяет выявлять разли-
чия именно в малой выборке. Непараметрические критерии отличаются простотой проведения, для них не требуется вычислять параметры распределения.
Обсуждение результатов
Данные исследования показывают, что большее количество совпадений между женщинами обеих групп есть по следую-щим ассоциациям: поддержка, забота, радость, доверие, семья, счастье, дети, тепло (диаграмма 1). Стоит заметить, что на диаграмме, у женщин в зрелом возрасте второго этапа более низкие значения ответов, что связано с разнообразным коли-чеством ассоциаций, иногда даже не повторяющихся, например, «искренность», «эмоциональный контакт», «честность в проявлении», «обязательства», «бескорыстность» и так далее, в то время как у зрелых женщин первого этапа, зачастую
ассоциации схожи. Возможно, схожие ответы говорят о том, что в группе женщин первого этапа еще не так много личного опыта и стажа любовных и семейных отношений, и ответы исходят из представлений основанных на наблюдении отно-шений родителей и близких, из литературы, медиакультуры, через песни, фильмы и сериалы. Возможно, женщины склoнны идеализировать дaннoe чyвствo, paссмaтpивaть eгo как poмaнтичeский идeaл. Молодые женщины, только начинающие отношения, вероятно, еще не столкнулась с реальностью и сложностями взаимоотношений, поэтому их ассоциации с любовью и семьей могут быть более универсальными и стандартными. В то же время, женщины второго этапа, уже имею-щие опыт семейной жизни и стаж в отношениях, могут иметь более индивидуальные и разнообразные ассоциации с любо-вью, основанные на личном жизненном опыте и уникальных ситуациях, альтернативных представлений о любви. Возможно, они уже осознают, что любовь и семья могут быть сложными и требующими усилий, и их ответы отражают более реалистичное представление о любви.
В первой группе женщин самая популярная ассоциация – "поддержка" (38 человек или 74,51%). В параллельной группе о данной ассоциации упомянула лишь одна женщина (2,33%). Второе место по популярности в группе молодых женщин поделили ассоциации «забота» и «доверие», каждая из которых была упомянута 23 раза, или 45,1% от выборки. В то же время «забота» и «доверие» являются самыми часто упомянутыми ассоциациями в сравниваемой группе зрелых женщин и каждое набрало по 13 упоминаний, что составляет 30,23%. На третьем месте среди женщин первого этапа находится ассоциация "радость", о которой упоминают 23 человека (64,71%). В группе женщин второго этапа темы "радость", "счастье" и "тепло" заняли второе место с 11 упоминаниями каждая (25,58%). В группе зрелых женщин первого этапа, ассоциация «тепло» набрало 21 упоминание и находится на 4 месте, что составляет 41,18%, а ассоциация «счастье» на 5 месте, набрав 18 упоми-наний, и составляет 35,29%. Третье место занимает ассоциация «семья», в группе зрелых женщин второго этапа написали
10 человек, что составило 23,26%. В то же время «семья» в группе женщин первого этапа набрала 12 упоминаний, что состав-ляет 23,53% и занимает 6 место среди часто упоминаемых ассоциаций. Завершающее 4 место в группе женщин второго
этапа занимает ассоциация «дети», ее выбрали 9 человек, 20,93% от выборки, в то время как в противоположной группе упоминаний не было. В целом, наиболее частые ответы утверждений по степени согласия и несогласия с ними женщин близки друг другу (таблица 1). Данные исследования показывают, что есть различия в наиболее частых ответах у женщин в следующих высказываниях: «4. Любовь - творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого», «14. Любовь – великий учитель», «17. Любовь – это единственный разумный и удовлетворительный ответ на вопрос о смысле человече-ского существования», но стоит отметить, что ответы не разнятся противоположено, все эти высказывания направлены на «согласие» и «полное согласие», в то время как следующие высказывания разнились или вызывали «затруднения» в отве-тах: «6. Где любовь – там и Бог», возможно, затруднения в ответах на данное высказывание связаны с религиозными аспектами, «10. Сострадание — высшая стадия любви, а возможно — и сама любовь», «13. Любовь - мистический огонь»,
«20. Любовь – торжество воображения над интеллектом», «21. Всякое препятствие любви только усиливает её», 23. Любовь подобна всему на свете и ни на что не походит, «25. Любовь зла, полюбишь и козла», так как для ответа необходим перенос утверждения на собственный опыт отношений, то значение имеет контекст длительности отношений. Если отношения не
долгие, то вероятнее всего в них еще не было конфликтов и кризисов. В длительных отношениях важным моментов явля-ется способ коммуникации, конструктивно ли пара справляется с конфликтами в отношениях или деструктивно, замал-чивая и накапливая негативный эмоциональный фон из-за не корректно решенных конфликтов.
Для подтверждения гипотезы о том, что ответы на высказывания опросника «Представления о любви» женщин первого и второго этапа не будут иметь значимых различий, необходимо разделить все высказывания на три группы-представления,
суммировать ответы зрелых женщин первого и второго этапа для дальнейшего расчета значимых различий Критерия Манна-Уитни по каждому представлению (диаграмма 2, 3, 4).
Большее количество ответов в представлении «любовь - помеха», набрало высказывание «15. Вся прелесть любви в переме-нах», (диаграмма 2). При этом женщины группы первого этапа набрали большее количество баллов, с разницей 19 баллов. Вероятно, это связано с тем, что в переменах они видят возможности для реализации себя, новый опыт, расширение круго-зора и изменение своей жизни. Группа женщин второго этапа, набрали меньше баллов, возможно, это связано с тем, что они предпочитают сохранить то, что есть в отношениях, стабильность и комфорт, а не перемены, требующие времени, усилий и адаптации. Перемены уже кажутся риском потери, стрессом и беспокойством из-за неопределенности.
Максимальное количество баллов в представлении «любовь как самоотдача» у женщин обеих групп единогласно набрало высказывание «5. Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – значит вместе смотреть в одном направлении» (диаграмма 3). Таким выбором женщины подчеркивают, что предпочитают иметь соратников в качестве партнеров и вместе двигаться в одном направлении по жизни. В любовных отношениях женщинам важна сплоченность, разделение общих интересов, ценностей и взглядов на жизнь, а также готовность поддерживать друг друга в трудные моменты и
радоваться вместе в счастливые моменты. Любовь не означает, что люди должны быть одинаковыми во всем. Когда люди любят друг друга, они становятся ближе, начинают понимать друг друга лучше, и это помогает им решать проблемы, прео-долевать трудности, строить планы и смотреть в совместное будущее вместе.
Максимальное количество баллов в представлении «Любовь как возвышающая человека сила» у женщин единогласно набрало высказывание «7. Любовь - желание счастья другому лицу» (диаграмма 4). В любовных отношениях, у женщин появляется желание, чтобы партнер был счастлив и доволен жизнью. Важно то, что чувствуют влюбленные и как они относятся друг к другу, не только чувства, но и действия. Женщины готовы делать шаги навстречу избраннику, чтобы не только сохранить отношения, но и улучшить качество эмоциональной жизни другого. Любовь может быть разной и под «другим лицом» может подразумеваться не только любовь к партнеру, но и к родителям, детям, друзьям.

Сопоставляя результаты диаграмм, указанных выше, наибольшее количество частых положительных ответов, среди женщин первого этапа самым популярным ответом является номер «4. Любовь – творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого», набравший 45 ответов, что составляет 88,24% от выборки. Второе место поделили выска-зывания: «7. Любовь – желание счастья другому лицу» и «14. Любовь – великий учитель», набравшее каждое по 43 ответа, что составляет 84,32% от выборки. Третье место «17. Любовь – это единственный разумный и удовлетворительный ответ на вопрос о смысле человеческого существования» набрало 40 положительных ответов, 78,43%. Среди женщин второго этапа самым популярным положительным ответом оказался номер «7. Любовь – желание счастья другому лицу», набравший 42 положительных ответа, что составляет 97,67% от выборки. В другом исследовании было также подтверждено, что женщины в большей степени принимают данное высказывание о любви (Джидарьян И. А., Маслова О. В., 2018 с. 147). Второе место
«4. Любовь – творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого», набрало 37 положительных ответов, 86,05%.
Третье место поделили высказывания: «5. Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – значит вместе смотреть в одном направлении» и «14. Любовь – великий учитель», набравшие по 34 ответа, что составляет 79,07% от выборки.

Результаты означают, что женщины разных возрастов имеют схожие представления о любви. Но при этом с возрастом, представления могут меняться и развиваться. Таким образом, в выборке группы женщин второго этапа, добавляется не только представления о том, что любовь - это состояние счастья, доброты и тепла, но и становится значимым вектор совместного движения, согласие и сплочённость в паре.

Вместе с тем, применение непараметрического U-критерия Манна-Уитни позволило выявить статистические различия. Наша гипотеза о том, что представления о любви женщин и первого и второго этапа не будут иметь значимых различий, подтвердилась в представлении «любовь – помеха» и «любовь как самоотдача». В этих представлениях (р>0,05) Ukp на оси значимости находится в зоне незначимости, в то время как «любовь как возвышающая человека сила» Ukp на оси значи-мости находится в зоне неопределенности. При р≤0,05 мы можем отклонить гипотезу о незначимости различий (Н0), но еще не можем принять гипотезу об их значимости (Н1). Проведенный теоретический анализ отечественной и зарубежной психо-логической литературы дает информацию о том, что представления о феномене любви менялись по мере развития чело-вечества; взгляды на этот феномен изменялись под влиянием исторических событий, культурных и религиозных рамок, в которых существовал человек на том или ином этапе цивилизации.


Таким образом, разработанная и реализованная программа эмпирического исследования для выявления различий в представлениях о любви у женщин зрелого возраста, позволила проследить за определенными изменениями в предста-влениях о любви у современных женщин. На основании статистической обработки и полученных результатов, представ-ляется возможным сделать вывод о том, что представления о любви у женщин первого и второго этапа зрелости имеют лишь незначительные различия. Следует уточнить, что на больших выборках результаты возможно поменяются, но в текущей выборке на текущем наборе говорить о существенных различиях не представляется возможным.

Выводы

В результате исследования был получен материал, анализ которого позволил заключить, что представления о любви у сов-ременных женщин во многом схожи и имеют лишь незначительные различия.

Общими представлениями респондентов обеих групп являются связь с самоотдачей, смыслом жизни. Они рассматривают любoвь, кaк возвышающую человека силу, как источник всeгo дoбpoгo, теплого, сильного и светлого в человеке, с желанием счастья другому лицу.

Однако, выявлены и различия между взглядами респондентов двух групп.

Группы исследования не согласились в выборе самого выбираемого высказывания с положительным ответом. Среди женщин первого этапа - самым популярным положительным ответом оказался «4. Любовь - творец всего доброго, возвы-шенного, сильного, теплого и светлого», а среди женщин второго этапа самым популярным положительным ответом ока-зался «7. Любовь – желание счастья другому лицу». При этом, оба ответа отражают понимание любви как силы, которая возвышает личность.

Также зрелые женщины, уже имеющие опыт семейной жизни, имеют более индивидуальные и разнообразные ответы на ассоциации, связанные с представлениями о любви, основанные на личном опыте и стажем в отношениях. В то же время, у молодых женщин только начинающих отношения, ответы - ассоциации часто совпадают, что может указывать на ограни-ченный опыт любовных отношений, влияние воспитания, медиакультуры и идеализации любви, так как они еще не столкнулись с реальностью и сложностями взаимоотношений. С возрастом представления о любви меняются и разви-ваться. Так, для женщин старшего возраста важными становятся не только счастье, доброта и тепло, но и совместное дви-жение, согласие, понимание и сплоченность.

Таким образом, анализируя все аспекты работы, мы приходим к выводу о целесообразности проведения дальнейших исследований в следующих направлениях:

  • Провести сравнение имеющихся ответов и ответов респондентов проживающих в других регионах России. (Группу зрелых женщин первого этапа могут составить студенты психологического факультета ВУЗа, группу зрелых женщин второго этапа могут составить знакомые первой группы).
  • Рассмотрение представлений о «любви» в супружеских парах и парах вне брака.

Желательно, в исследованиях значительно увеличить количество респондентов, что позволит получить больше интерес-ных данных.


Проводимая исследовательская работа в предложенных направлениях может быть перспективной и представлять интерес для социальных институтов.

Список источников

  1. Былинская Н.В., Дубина А. М., (2013) Представления о любви у мужчин и женщин разных возрастов Общество: социология, психология, педагогика. №3. – С. 42 – 49.
  2. Власенкова И. Н. (2009) Принцип ассоциации в психодиагностических исследованиях ХIХ-ХХI веков // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. №94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-assotsiatsii-v-psihodiagnosticheskih-issledovaniyah-hih-hhi-vekov (дата обращения: 26.12.2023).
  3. Евсеева Я.В. (2017) Социология любви: современные исследования: введение к тематическому разделу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал.. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-lyubvi-sovremennye-issledovaniya-vvedenie-k-tematicheskomu-razdelu (дата обращения: 22.01.2024).
  4. Жуков В.Н. (2021) З. Фрейд: концепция человека // Образование и право.. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/z-freyd-kontseptsiya-cheloveka (дата обращения: 26.01.2024).
  5. Забзалюк-Брус Т. В. (2019) Феномен любви и «Вторых половинок». Зачем человеку любовь // Проблемы Науки. №6 (139). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-lyubvi-i-vtoryh-polovinok-zachem-cheloveku-lyubov (дата обращения: 12.01.2024).
  6. Джидарьян И. А., Беловол Е. В., Маслова О. В. (2014) Разработка методики изучения представлений о любви // Психологический журнал. – . Т. 35. № 1. С. 111 – 119.
  7. Ильин. Е.П. (2014) Психология любви. – СПб: Питер,. – 23-32 с.
  8. Розенова М.Н. (2006) Опыт психологического исследования представлений о любви на уровне обыденного сознания людей // Мир психологии № 1 (45) – C. 241 – 253.
  9. Фромм Э. (2022) Искусство любить. – М: Neoclassic, – 224 с.
  10. Цветкова Н.А., Макарова Е.Ю. (2014) Гендерные особенности представлений о любви в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития –– №21. – С.318 – 321.
  11. Джидарьян И.А., Маслова О. В. (2018) Классики о любви: современный взгляд // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития.. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassiki-o-lyubvi-sovremennyy-vzglyad (дата обращения: 23.12.2023).
  12. Эриксон Э. (2023) Идентичность и цикл жизни. – СПб: Питер.