практика DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-91-95 статья на киберленинке

Продвижение в психотерапии: нельзя,
но можно

Федоряк Валерия Валерьевна
магистр психологии, приглашенный преподаватель
НИУ ВШЭ, факультет социальных наук, департамент психологии
Москва, Россия
vfedoryak@hse.ru
valerya.fedoryak@gmail.com
Рыцарева Татьяна Васильевна
кандидат психологических наук
приглашенный преподаватель магистерской программы «Системная семейная
психотерапия» НИУ ВШЭ, тренер МИП
ООО Мета — сервис подбора психотерапевта
Москва, Россия
t.rytsareva@gmail.com
Ключевые слова: продвижение в психотерапии, профессиональная этика, этические риски
PROMOTION IN PSYCHOTHERAPY: IT'S NOT ALLOWED, BUT YOU CAN
Fedoryak Valeria
master of psychology, guest lecturer
Higher School of Economics, Faculty of Social Sciences, School of Psychology
Moscow, Russia
vfedoryak@hse.ru
valerya.fedoryak@gmail.com

Rytsareva Tatiana
Phd, guest lecturer, senior expert
Meta — psychotherapist selection service
Moscow, Russia
t.rytsareva@gmail.com

Keywords:
promotion in psychotherapy, professional ethics, ethical risks
Сейчас все мы оказались в ситуации, которую невозможно никак соотнести с
прежним опытом. Происходят глобальные события общемирового значения,
затрагивающие, хоть и в разной степени, но каждого. К основным факторам, влияющим и
на психологов, и на клиентов, можно отнести очень высокий уровень неопределенности,
связанная с этим невозможность среднесрочного и долгосрочного планирования, тревога,
причем не только относительно экономического благополучия, но и здоровья, безопасности
и даже жизни, недостаток объективной и переизбыток аффективно заряженной
информации, а также продолжительность воздействия всех этих и множества других
факторов на всех нас.

Совершенно естественно при этом, что и в психологической практике вообще и в
вопросах продвижения и рекламы в частности возникает множество новых острых
вопросов, ответов на которые еще никому не приходилось искать.

Даже в более предсказуемые времена тема этики редко предполагает однозначные и
универсальные решения, а в сочетании с особенностями текущей ситуации разговор о
доступных нам инструментах для поисков этичных ответов на возникающие вопросы
становится особенно актуальным. Наш круглый стол стал одной из площадок для этой
важной дискуссии (круглый стол «Продвижение в психотерапии: нельзя, но можно»
состоялся 29 мая 2022 на 3 научно-практической конференции «Семья в ситуации
социального кризиса и неопределенности»).

ТРИ МИШЕНИ
Несмотря на то, что профессия психолога относится к помогающим практикам,
важно помнить, что основные мишени профессиональной этики, помимо клиентов — это также сами психологи и профессиональное сообщество. То есть этичное решение
учитывает интересы и обеспечивает безопасность клиента, психолога и профессионального
сообщества. Это важное напоминание, особенно для начинающих специалистов, которые
стремятся позаботиться о своих клиентах и действовать всегда в их интересах, но могут
забывать о собственных потребностях и влиянии каких-то наших действий и слов на
сообщество и доверие к специалистам вообще. Поэтому, когда мы публично
высказываемся, например, в интервью или каких-то просветительских проектах, нам важно
оценивать потенциальное воздействие наших слов на общество и образ профессии. К
печальным примерам можно отнести случаи, когда психологи в публичном пространстве
(на ТВ или в интернете) выступают в роли третейских судей и экспертов по жизненным
ситуациям героев передач, автор писем и обращений.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ сейчас активно используются для рекламы и продвижения своих
услуг разными специалистами, в том числе психологами. В связи с этим возникает почва
для множественных отношений, которые, как мы понимаем, крайне нежелательны для
этичного специалиста и значительно вредят терапевтическому процессу. Многие этические
кодексы дают на этот счет ясные рекомендации — разделение личного и
профессионального аккаунта в социальных сетях, недопустимость публикации личной, а
особенно интимной информации в открытом доступе, крайняя нежелательность общения
психолога с текущими и бывшими клиентами в пространстве соцсетей (ACA Code Of Ethics,
2014; Этический кодекс КЭПП, 2019, раздел 6). Однако звучат и другие голоса,
высказывающиеся в пользу более неформального проявления психолога онлайн. В качестве
аргументов приводятся как маркетинговые соображения (такие публикации привлекают
больше новых клиентов), так и возможная потенциальная польза для развития
доверительных отношений и более крепкого рабочего альянса между психологом и
клиентом. К сожалению, мы не можем согласиться, что в данном случае потенциальная
польза превышает потенциальные риски для клиентов. А для развития своей практики и
отношений с имеющимися клиентами мы предлагаем пользоваться другими
инструментами. Например, когда мы говорим о работе с актуальными клиентами, то важно
создавать хороший альянс непосредственно на встречах, находясь при этом в реальных,
живых отношениях с человеком, что, собственно, и позволит клиенту в дальнейшем
использовать этот опыт в своей жизни с другими людьми. А относительно маркетинговой
выгоды мы подходим к другому важному тезису.

ВЫСОКИЙ ПОРОГ ВХОДА В ПРОФЕССИЮ — это то, с чем приходится сталкиваться
всем психологам, особенно начинающим частную практику. Действительно, не так просто
сразу создать большую частную практику, оставаясь в профессиональном, а значит, и
этичном поле. Но эти сложности не связаны с тем, что специалисты неверно действуют, а
лишь демонстрируют определенные ограничения нашей профессии. Размышляя над
стратегиями своего продвижения и развития карьеры, важно это учитывать как
естественные ограничения, которые так или иначе существуют в любой профессии.
Решением может быть начать карьеру с работы в какой-то организации, объединение с
несколькими коллегами, постепенный переход в практику с сохранением на какое-то время
прежней или просто другой профессии. Особенно важно подчеркнуть, что пренебрежение
этим ограничением легко ставит под угрозу как конкретных клиентов и клиенток, так и
самого специалиста, создавая почву для пересечений и множественных отношений, а также
влияет на доверие к профессиональному сообществу в целом, то есть потенциально
страдают все три мишени, о которых мы говорили выше.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОЛЛЕГАМИ — это еще одна тема, которая постоянно
возникает, когда мы говорим о социальных сетях и неэтичных способах продвижения. Что
делать и как себя вести, если вы наблюдаете нечто странное или даже, на ваш взгляд, небезопасное со стороны коллег? Мы помним, во-первых, что большинство этических нарушений совершаются не по злому умыслу, а из-за недостатка информации или опыта. А во-вторых, и это относится, безусловно, далеко не только к этической тематике, что
ошибаться — это нормально. Никто не только не застрахован от ошибок, но больше —
никто из тех, кто реально работает, не сможет делать это всегда безошибочно. То есть сами
по себе ошибки неизбежны и нормальны, вопрос в том, как мы с этими ошибками
обходимся и поступаем дальше. Часто страх столкнуться с осуждением коллег приводит к
крайностям — либо человек ощущает себя на страже добра и пытается быть безупречным,
либо, наоборот, нивелирует ценность существующих норм и мнений окружающих.

Решение, которое мы могли бы предложить в описанной выше ситуации, — это, с одной
стороны, быть максимально уважительным по отношению к коллеге, который, как нам
кажется, ведет себя не вполне правильно, и говорить с ним об этом не с позиции оценки и
осуждения, а делиться своим восприятием и опасениями, а также спрашивать о его взгляде.
С другой стороны, мы призываем коллег быть всегда готовыми к тому, что и какие-то ваши
действия могут оказаться неоднозначными, и воспринимать подобные слова в свой адрес
максимально конструктивно. Безусловно, это может быть очень непросто, но становится
по-настоящему важным вкладом в развитие как своего профессионализма, так и сообщества
вообще.

ПУБЛИКАЦИЯ КЕЙСОВ
Согласно мнению маркетологов, публикация реальных кейсов клиентов — один из самых
эффективных способов рекламы (Дементий, 2015), однако сбор отзывов требует
соблюдения этики. Психотерапевт должен избегать эксплуатации клиента, а значит —
написание отзыва возможно только по инициативе клиента. Публикации кейсов
профессиональным психотерапевтом в рекламных целях — это нарушение этики
(Этический кодекс КЭПП, 2019, раздел 1.5.2). Публикации кейсов возможны с изменением
данных клиента для обучающих целей. При этом можно использовать собирательный образ
клиента.

ПОСЫЛ КОНТЕНТА
Компании и проекты, которые заинтересованы в качественном продукте, связанном
с психотерапией (агрегаторы поиска психотерапевтов, подкасты, телепередачи, фильмы и
т. д.), нанимают экспертов в области психотерапии для решения задач на стыке
психотерапии и маркетинга. Роль специалистов, как правило, заключается в экспертизе
выпускаемого материала и принимаемых решений. Создание и выпуск контента является
мощным рекламным средством, приглашенные эксперты по сути занимают роль научного
редактора.

В такой работе, с одной стороны, важно фокусироваться на качестве материала, его
научности и реалистичности, с другой, — на посыле, который этот материал может нести.
Приведем пример заголовка поста для социальной сети «Как справиться со стрессом
во времена социального кризиса». В чем авторы статьи видят риски? Посыл данной фразы
может быть прочитан как «со стрессом справиться можно», в то время как, находясь в
ситуации острого кризиса, испытывать стресс — нормально. Более безопасной
формулировкой могло бы быть «Как справляться со стрессом во времена социального
кризиса?»

Еще один пример — императив «Внутреннего ребенка нужно любить»: емко и
красиво, но создает представления о том, что есть некоторые правильные действия и
чувства, которые нужно делать и испытывать, помимо этого, совершенно неясно, как это
сделать. У читателя может складываться впечатление, что он делает что-то не так или
чувствует что-то не так. Стоит сказать, что мы не можем быть ответственны за восприятие
написанной информации, однако специалисту важно взвешивать возможные негативные
последствия.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДВИЖЕНИЯ
Продвижение услуг психотерапии имеет не только коммерческую функцию, но и
просветительскую, что, на взгляд авторов, актуально в настоящее время, когда
психотерапия все еще окутана мифами и не регулируется на государственном уровне
достаточно. Стоит признать, что сделать публикуемый контент абсолютно безопасным, как
и принимаемые решения — невозможно. Этическая дилемма тем и особенна, что не имеет
идеального решения. Однако, психотерапевт должен фокусироваться на снижении рисков,
руководствуясь ценностью благополучия клиента, себя как специалиста и образа
профессии в целом. Это является этической обязанностью специалиста.

Например, соглашаясь участвовать в качестве эксперта в фильме/подкасте о
психотерапии, основанных на реальных случаях, психотерапевт должен убедиться, что
истории собраны с соблюдением этических принципов, что у участников и у него самого
будет возможность вносить правки и даже отказаться от участия и иметь право не дать
согласие на использование отснятого материала, когда фильм/подкаст будет готов. Все это
не является идеальным решением, однако снижает риски.

Тут же стоит сказать, что невозможно избежать ошибок, однако важно не нарушать
этику преднамеренно и в личных интересах. Важным критерием принятия решений может
являться интуиция психотерапевта, однако надежным этот критерий считать нельзя.

О чем бы мы хотели сказать в заключении, подводя итоги круглого стола и находя в
этом определенные ориентиры для поиска будущих решений в разных ситуациях нашего
меняющегося мира, — это о МЕТАФОРЕ СВЕТОФОРА. Говоря об этических вопросах в
психологической практике, мы можем рассматривать наши решения с точки зрения
светофора. Есть «зеленый свет» — безупречные решения, когда мы качественно выполняем
свою работу и это не несет никаких угроз. Есть «красный свет», к которому, кстати,
относится не так много действий, но они однозначно неприемлемы вне зависимости от
контекста, подхода, общемировых событий и так далее. Например, недопустимо насилие в
отношении клиентов, недопустимы сексуальные отношения с клиентами, недопустима
эксплуатация. И есть «желтый свет», куда попадает множество ситуаций, выбор в каждой
из которых зависит от контекста.

Продолжая метафору светофора, в каких-то случаях может быть правильнее и безопаснее продолжить маневр, а в каких-то важно прекратить движение, и это будет самым безопасным. Но каждый раз, когда вы видите на светофоре желтый, вам нужно оценить ситуацию как потенциально опасную и принять уникальное решение.
Библиография
Для цитирования:
Авторы: Федоряк В.В., Рыцарева Т.В.
Выпуск: №3 (21) 2022
Страницы: 91-95
Раздел: Практика
URL: https://familypsychology.ru/practice/promotion-in-psychotherapy
DOI: 10.24412/2587-6783-2022-3-91-95