практика DOI — 10.24412/2587-6783-2021-10015 СТАТЬЯ НА КИБЕРЛЕНИНКЕ
Создание и апробация онлайн-программы по улучшению супружеского взаимодействия в паре у женщин с эмоциогенным пищевым поведением
Лихачева Юлия Евгеньевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Лихачева Юлия Евгеньевна
• Студент
• Магистр
• Москва, Россия
• jul.likhacheva@gmail.com
Фисун Елена Викторовна
Магистерская программа «Системная семейная психотерапия» Национального исследовательского института «Высшая школа экономики»
Фисун Елена Викторовна
Системный семейный психотерапевт, преподаватель
• Москва, Россия
• lsk-1@yandex.ru
В статье представлены результаты исследования, целью которого было создание и первичная апробация онлайн-программы по улучшению супружеского взаимодействия в паре у женщин с эмоциогенным пищевым поведением.

На первом этапе было проведено исследование психологических особенностей супружеских отношений у женщин с перееданием. Проведенное эмпирическое исследование подтвердило наличие связи между неудовлетворенностью браком и эмоциогенным пищевым поведением.

На втором этапе была разработана онлайн-программа «Алгоритм супружеских отношений 1+1», направленная на улучшение взаимодействия между партнерами, и проведена ее первичная апробация.

Согласно полученным результатам, женщины, прошедшие онлайн-программу «Алгоритм супружеских отношений 1+1», показали более высокие результаты по шкалам Удовлетворенность браком, Сплоченность в паре, Адаптация в паре, Удовлетворенность сексом.
Ключевые слова: онлайн-программа • эмоциогенное пищевое поведение • супружеские отношения.
Creation and testing of the online program for marital relations improvement in couples with women who have emotional eating behavior
Yulia Likhacheva
• student
• Master
• Moscow, Russia
• jul.likhacheva@gmail.com

Elena Fisun
• Systemic family psychotherapist, lecturer
• Moscow, Russia
• lsk-1@yandex.ru

The article presents the results of a study, the purpose of which was to create and primary approbate the online program for marital interaction improvement in couples with women who have emotional eating behavior. At the first stage, the study of psychological characteristics of marital relations in these couples was conducted. The conducted empirical research has confirmed the existence of a link between dissatisfaction with marriage and emotional eating behavior. At the second stage, the online program «Algorithm of marital relations 1+1» was developed aimed at improving interaction between partners and we conducted its initial testing. According to the results obtained, women who completed the online program «Algorithm of Marital Relations 1+1» showed higher results on the scales Satisfaction with marriage, Cohesion in a couple, Adaptation in a couple, Satisfaction with sex.

Keywords: online program, emotional eating behavior, marital relations.
Введение
Распространенность избыточного веса и ожирения в Российской Федерации возрастает от года к году. C 2010 по 2016 гг. количество людей в России, у которых диагностировано ожирение, выросло на 57% и составило 1825,4 тысячи людей. Количество подростков от 15 до 17 лет, страдающих ожирением, также выросло на 37% и составило 29,5 тысячи (Здравоохранение в России, 2017).

Расстройства пищевого поведения в целом, а также нервная анорексия и нервная булимия в частности являются сложными расстройствами, при которых проблемы связаны на поведенческом, когнитивном и эмоциональном уровнях (Szmukler et al, 1995; Raphael et al, 1994). Несколько факторов влияют на развитие и поддержание этих патологий. На выбор продуктов питания оказывает влияние реклама (Harris, Bargh, & Brownell, 2009), доступность продуктов, а также цены (Rolls, 2003; Wansink, Van Ittersum, 2007). Кроме того, некоторые исследования продемонстрировали важность межличностных отношений как поддерживающего фактора при расстройствах пищевого поведения.

Эмоциогенное пищевое поведение является следствием стресса или эмоционального дискомфорта. Люди с эмоциогенным типом пищевого поведения едят не в ответ на внутренние сигналы (чувство голода), а в ответ на свои эмоции. В случае эмоционального возбуждения или стресса эмоциональные едоки реагируют чрезмерным потреблением пищи, хотя обычно эмоциональное возбуждение и стресс приводят к потере аппетита.
Согласно отечественным исследованиям, в формировании эмоциогенного пищевого поведения основную роль играют: нейрофизиологические особенности с преобладанием лимбических систем активации, неправильное научение в детстве с отсутствием дифференциации побуждений различных модальностей (Вознесенская, 1990) и такие личностные особенности, как повышенная стрессодоступность, склонность к эмоционально-аффективным реакциям, психический инфантилизм (Вахмистров, 2001), преобладание таких механизмов психологической защиты, как «регрессия» и «смещение» (Минабутдинов, 1996; Вахмистров, Вознесенская, 2001).
Согласно психосоматической теории (Bruch, 1973), переедание возникает в результате путаницы в распознавании физиологических состояний, сопровождающих негативные эмоции с физиологическими коррелятами голода и сытости. Кроме того, люди, которые часто прибегают к так называемому эмоциональному питанию, часто имеют сложности в обозначении эмоциональных состояний. Таким образом, когда они подвержены стрессу, они распознают его как голод, что приводит к увеличению потребляемой пищи и, соответственно, избыточному весу.
До 77% людей с перееданием состоят в браке или сожительствуют (Schlup, Meyer, & Munsch, 2010). Появляющиеся данные свидетельствуют о том, что переедание связано с межличностными проблемами (Arcelus et al., 2013; Blomquist et al., 2012), а также с нарушениями регуляции эмоций, которые могут влиять на поддержание или рецидив симптомов (Jones et al., 2015; Leehr et al., 2015). В клинических исследованиях расстройств пищевого поведения обнаружено, что наличие межличностных проблем перед лечением обеспечивает более слабый ответ на лечение и более высокую вероятность прекращения лечения (Jones et al., 2015). Кроме того, межличностные стрессоры являются распространенными триггерами переедания (Hilbert et al., 2011). Такие стрессоры часто встречаются у женщин с перееданием, поскольку они сообщают о более низком уровне удовлетворенности браком, отсутствии позитивного взаимодействия, преобладании негативных эмоций в своих отношениях (Whisman et al., 2012). Партнеры женщин с расстройствами пищевого поведения также сталкиваются с трудностями понимания происходящего, с секретностью, окружающей расстройство пищевого поведения, и переживают собственное бессилие в попытке помочь (Linville et al., 2015).

В связи с вышесказанным очевидно, что при расстройствах пищевого поведения необходимо учитывать семейное положение пациенток, а также обращать внимание на качество межличностных отношений. Исследования подтверждают, что работа с парой на улучшение межличностных отношений способствует улучшению результатов, уменьшению количества рецидивов (Linville et al., 2015) и улучшению качества жизни пациентов и их партнеров (Macdonald et al., 2014).

В настоящее время не все могут воспользоваться психологической помощью. Это связано с большой территорией РФ, дефицитом профильных специалистов в малых населенных пунктах, существенной стоимостью психологических услуг для большого слоя населения. В поисках решений использование информационных и коммуникационных технологий приобретает все большее развитие в сферах психотерапии, исследованиях в сфере услуг и исследованиях в области общественного здравоохранения (Kazdin, Blase, 2011). Особое преимущество усовершенствованных технологий вмешательств состоит в том, что они могут расширить охват и таким образом улучшить доступ населения с недостаточным уровнем обеспеченности услугами к охране психического здоровья.

В настоящее время динамично появляются онлайн-программы, направленные на разные аспекты психологической помощи. В частности, программы, нацеленные на коррекцию пищевого поведения или улучшения супружеских отношений. Большинство ученых сходятся во мнении, что онлайн-программы перспективны и могут использоваться для коррекции психологических проблем как основной или вспомогательный инструмент (Barak et al., 2008; Doss et al., 2019). Тем не менее часть ученых считает, что на данный момент недостаточно достоверных данных, чтобы можно было смело заявлять об эффективности онлайн-вмешательств (Loucas et al., 2014).

В связи с этим становится очевидным, что тестирование и исследование эффективности создаваемых онлайн-программ должно быть неотъемлемой частью развития психологической помощи посредством сети Интернет.

Целью исследования было создание и первичная апробация онлайн-программы по улучшению супружеского взаимодействия у женщин с эмоциогенным пищевым поведением
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что разработанная онлайн-программа «Алгоритм супружеских отношений 1+1» будет способствовать улучшению взаимодействия между супругами, в частности уровень взаимной адаптации в паре, уровень удовлетворенности браком, уровень удовлетворения сексом станут выше, чем у женщин, которые не проходили онлайн-программу.

На первом этапе было проведено исследование «Психологические особенности супружеских отношений у женщин с перееданием». В исследовании приняли участие 86 женщин в возрасте от 22 до 40 лет (M = 34,9), состоящие в официальном или гражданском браке, считающие, что у них присутствуют эпизоды переедания.
Проведенное эмпирическое исследование подтвердило наличие связи между неудовлетворенностью браком и эмоциогенным пищевым поведением. Была обнаружена статистически значимая обратная корреляция между шкалами «Удовлетворенность браком» и эмоциогенное пищевое поведение, «Взаимная адаптация в паре» и эмоциогенное пищевое поведение, «Отвращение к сексу» и эмоциогенное пищевое поведение.

На втором этапе в 2020 году в исследовании приняли участие:

• 30 пар, в которых у женщины наблюдалось эмоциогенное пищевое поведение, — в составе экспериментальной группы, прошедшей онлайн-программу;
• 29 женщин с эмоциогенным пищевым поведением, состоящих в отношениях, — в составе контрольной группы.

Исследование проводилось с помощью платформы Google формы. Респонденткам было предложено заполнить опросник, состоявший из 220 вопросов, два раза — до участия в программе и после. Исследование было анонимным и добровольным.
В настоящем исследовании использовались следующие методики:
1
Опросник установок к сексу Айзенка / Eysenck Inventory of Attitudes to Sex (EIAS) (1989).
2
Голландский опросник пищевого поведения / The Dutch Eating Behavior Questionnaire (DEBQ) for Assessment of Restrained, Emotional, and External Eating Behavior (Van Strien, Frijters, Bergers, Defares, 1986).
3
Шкала взаимной адаптации в паре / Dyadic Adjustment Scale (DAS). (Spanier, 1976).
Результаты исследования
Поскольку программа проводилась онлайн и дистанционно, она имела ряд ограничений и не могла считаться полноценным терапевтическим вмешательством.
Формирование структуры программы и выбор упражнений методологически опирались на принципы теории коммуникации, в частности на положения о неизбежности постоянного коммуникационного обмена в системе; о тождественности коммуникации в человеческой группе поведению; о наличии информационного сообщения в любом типе поведения (Вацлавик и др., 2000; Варга, 2009).


Целью программы было расширить существующее представление партнеров об отношениях, предоставив им новый опыт взаимодействия посредством улучшения коммуникации.

Задачами программы были:
1. Улучшить навык коммуникации между партнерами.
2. Предоставить возможность получить новый опыт взаимодействия через упражнения онлайн-программы.
3. Расширить информированность участников программы посредством лекционной части программы.

Онлайн-программа состояла из 12 видеоуроков, упражнений к каждому уроку и формы эмоционального отклика. Программа проводилась с 10 февраля по 17 марта 2020 года посредством сети Интернет. Для этого в мессенджере Telegram был создан закрытый канал «Алгоритм отношений 1+1» и чат «Алгоритм отношений 1+1. Чат». Один раз в три дня выкладывались ссылка на видео урок, pdf-файл с заданиями к уроку и гугл-форма эмоционального отклика с рефлексивными вопросами, которые также помогали оценить степень продвижения пары в программе. В чате участники могли задавать вопросы, общаться, получать поддержку.

Программа разделена на смысловые блоки, которые были определены исходя из результатов предыдущего исследования.
Подготовительный этап
Приветственное видео, в котором объясняются правила Алгоритма, включающие себя информацию о необходимости выполнять упражнения обоим партнерам, конфиденциальности, правилах общения (вежливость, доброжелательность, поддержка), о добровольности участия, а также дается первое мини-задание придумать название пары.

Урок 1. Существующие ресурсы.
Цель урока: запастись ресурсами, вспомнить, что хорошего есть, было в браке, в начале отношений.

Урок 2. Цели.
Цель урока: постановка личных целей, которые каждый из партнеров хочет достигнуть во время программы.

Коммуникация:

Урок 3. Коммуникация, часть 1.
Цель урока: объяснить разницу в восприятии информации. Научить Я-сообщениям.

Урок 4. Эмоции.
Цель урока: дать инструменты для регуляции эмоций при коммуникации с партнером.

Урок 5. Коммуникация. Часть 2.
Цель урока: обучить поддерживающему разговору, ввести разговор друг о друге в обиход.

Развитие семьи:

Урок 6. Жизненный цикл семьи.
Цель урока: познакомить участников с жизненными циклами семьи, определить, где они находятся и выполнены ли задачи текущего и предыдущих периодов.

Конфликты:

Урок 7. Поведение в конфликте
Цель урока: определить свою стратегию поведения в конфликте.

Урок 8. Природа конфликтов.
Цель урока: объяснить, как развивается конфликт, помочь паре определить их схему взаимодействия в конфликте.

Укрепление отношений:

Урок 9. Эмоциональная подушка безопасности.
Цель урока: донести, что супружеским отношениям нужно уделять внимание на постоянной основе.

Урок 10. Разговор о сексе, сексуальных предпочтениях в паре.
Цель урока: стимулировать регулярное обсуждение в паре сексуальной жизни, предпочтений друг друга.

Урок 11. Строим совместную картину будущего.
Цель урока: построить совместную картину счастливого будущего.

Урок 12. Составляем карту любви.
Цель урока: улучшить понимание друг друга.
Заключительный этап:

Закрывающий урок, предлагающий программу, включающую основные техники Алгоритма: «Семь шагов для поддержания изменений и укрепления отношений в паре».
Выборка: экспериментальная и контрольная группы
Выборка для первичной апробации онлайн-программы состояла из 36 пар, в которых у женщины было обнаружено эмоциогенное пищевое поведение. После прохождения онлайн-программы количество заполнивших опросники составило 30 человек, 6 пар не прошли программу до конца или не заполнили второй раз опросники. Возраст респонденток от 20 до 41 года (М = 32,8), 83% состоят в зарегистрированном браке и у 75% есть дети.

Контрольная группа состояла из 33 женщин с эмоциогенным пищевым поведением после первого замера и 29 женщин после второго. Возраст респонденток от 22 до 40 лет (М = 35,6), 78% состоят в официальном браке и у 73% есть дети.

В таблице 1 представлены данные по выборке после второго замера.
При сравнении результатов замеров контрольной группы и до, и после прохождения онлайн программы статистически значимых различий не обнаружено, это означает, что контрольная группа показала приблизительно одинаковые результаты в первый замер и во второй через полтора месяца.

При сравнении результатов экспериментальной группы была выявлена статистическая значимость по шкалам: Эмоциогенное пищевое поведение (Голландский опросник пищевого поведения DEBQ), Удовлетворенность браком, Сплоченность, Адаптация в паре (Шкала взаимной адаптации в паре Г. Спаниера), Удовлетворенность сексом (Опросник установок к сексу Айзенка). Таким образом, после прохождения программы женщины показали улучшение взаимодействия со своим партнером и уменьшение эмоциогенного пищевого поведения (рисунки 1 и 2).
рисунок #1. Динамика показателей экспериментальной группы до и после участия в онлайн-программе, средние значения по выборке
РИСУНОК #2. Динамика показателей экспериментальной группы до и после участия в онлайн-программе, средние значения по выборке
Сравнение двух групп до и после прохождения программы показало, что у контрольной группы отношения в паре остались без изменений, тогда как экспериментальная группа, участвующая в программе, показала улучшение отношений, а именно повысились удовлетворенность браком, сплоченность и адаптация пары, удовлетворенность сексом. При этом эмоциогенное пищевое поведение в экспериментальной группе показало уменьшение проявления по сравнению с тем, что было до прохождения программы.

Сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп между собой до прохождения онлайн-программы не выявило статистически значимых различий ни по одной из шкал, что говорит о том, что между группами не было значимых различий.

Сравнение результатов двух групп после прохождения программы выявило статистически значимые результаты, а именно: экспериментальная группа показала более высокие результаты по шкалам Удовлетворенность браком (Dd = 13,59, р = 0,002), Сплоченность в паре (Dd = 18,58, p = 0,000), Адаптация в паре (Dd = 14,24, р = 0,001), Удовлетворенность сексом (Dd = 10,72, p = 0,016) (рисунок 3).

Таким образом, пары, которые приняли участие в программе «Алгоритм отношений 1+1», показали улучшение отношений. У них повысилась удовлетворенность браком, сплоченность в паре, адаптация в паре, а также удовлетворенность в сексе.

РИСУНОК #3. Сравнение показателей по двум независимым выборкам (экспериментальная (2) и контрольная (1) группы) после прохождения онлайн-программы
Обсуждение
Первичная апробация программы показала достаточно позитивные результаты, но из-за временных ограничений было сделано только два замера до и сразу после окончания участниками программы. Ограничением работы следует признать отсутствие понимания эффективности программы в долгосрочной перспективе, широкий разброс выборки по возрастному признаку, длительности неудовлетворенности браком и длительности наличия эмоциогенного пищевого поведения.

Тем не менее, согласно полученным результатам, женщины, прошедшие онлайн-программу «Алгоритм супружеских отношений 1+1», показали более высокие результаты по шкалам Удовлетворенность браком, Сплоченность в паре, Адаптация в паре, Удовлетворенность сексом, подтвердив гипотезы, выдвинутые в начале исследования.

Что касается эмоциогенного пищевого поведения, то в экспериментальной группе было замечено статистически значимое снижение в сравнении результатов до и после прохождения программы, хотя при сравнении замеров экспериментальной группы после прохождения программы с контрольной группой статистическая значимость не обнаружена. Вероятно, это связано с тем, что программа была нацелена только на супружеское взаимодействие и тема пищевого поведения не была никак затронута.

Данное исследование не предполагало анализ отзывов, оставляемых участниками в форме эмоционального отклика. Анализ этих данных, безусловно, помог бы пониманию, какая информация или упражнения были особенно полезны, где возникали трудности, где необходима включенность ведущего.

Необходимо отметить, что онлайн-формат подтвердил свои преимущества с точки зрения временных затрат. Участники могли смотреть уроки и выполнять задания, когда им было удобно. Также в программе смогли участвовать пары независимо от места нахождения, что позволяет расширить охват нуждающихся пар. Чат поддержки помогал не только давать нужную информацию участникам, но и получать обратную связь.

Таким образом, проведенная программа позволила участникам улучшить супружеские взаимоотношения на момент тестирования. Для понимания долгосрочных перспектив необходимы дополнительные исследования.

С точки зрения дальнейших перспектив разработанная онлайн-программа может быть использована как инструмент в работе с парами, в том числе как просветительская и превентивная, так как эффективность подобного рода добрачных программ подтверждена исследованиями (Yilmaz, Kalkan, 2010; Silliman, Schumm, 1999).
Литература
• Варга, А. Я. (2009). Введение в системную семейную психотерапию. М.: Когито-Центр.

• Вахмистров, А. В. (2001). Клинико-психологический анализ различных форм эмоциогенного пищевого поведения. Альманах клинической медицины, (4).

• Вахмистров, А. В., Вознесенская, Т. Г. (2001). Клинико-психологический анализ нарушений пищевого поведения при ожирении. Журнал неврологии и психиатрии, 12, 19–24.

• Вацлавик, П., Бивин, Д., Джексон, Д. (2000). Психология межличностных коммуникаций. СПб.: Речь.

• Вознесенская, Т. Г. (1990). Церебральное ожирение и истощение. [дис.... докт. мед. наук: 14.00. 07].

• Росстат. (2017). Здравоохранение в России. 2017: Статистический сборник. М., 30, 73.

• Минабутдинов, Ш. Р. (1996). Клинический и психофизиологический анализ при церебральном ожирении. [Дисс. канд. мед. наук]. М.

• Arcelus, J. et al. (2013). The role of interpersonal functioning in the maintenance of eating psychopathology: A systematic review and testable model. Clinical Psychology Review, 33(1), 156–167.

• Barak, A. et al. (2008). A comprehensive review and a meta-analysis of the effectiveness of internet-based psychotherapeutic interventions. Journal of Technology in Human services, 26(2–4), 109–160.

• Blomquist, K. K., Ansell, E. B., White, M. A., Masheb, R. M., & Grilo, C. M. (2012). Interpersonal problems and developmental trajectories of binge eating disorder. Comprehensive psychiatry, 53(8), 1088–1095.

• Bruch, H. et al. (1973). Eating disorders. New York: Basic Books.

• Doss, B. D., Roddy, M. K., Nowlan, K. M., Rothman, K., & Christensen, A. (2019). Maintenance of gains in relationship and individual functioning following the online OurRelationship program. Behavior therapy, 50(1), 73–86.

• Harris, J. L., Bargh, J. A., & Brownell, K. D. (2009). Priming effects of television food advertising on eating behavior. Health psychology, 28(4), 404.

• Hilbert, A., Vögele, C., Tuschen-Caffier, B., & Hartmann, A. S. (2011). Psychophysiological responses to idiosyncratic stress in bulimia nervosa and binge eating disorder. Physiology & behavior, 104(5), 770–777.

• Jones, A., Lindekilde, N., Lübeck, M., & Clausen, L. (2015). The association between interpersonal problems and treatment outcome in the eating disorders: A systematic review. Nordic journal of psychiatry, 69(8), 563–573.

• Kazdin, A. E., & Blase, S. L. (2011). Rebooting psychotherapy research and practice to reduce the burden of mental illness. Perspectives on psychological science, 6(1), 21–37.

• Leehr, E. J., Krohmer, K., Schag, K., Dresler, T., Zipfel, S., & Giel, K. E. (2015). Emotion regulation model in binge eating disorder and obesity-a systematic review. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 49, 125–134.

• Linville, D., Cobb, E., Shen, F., & Stadelman, S. (2016). Reciprocal influence of couple dynamics and eating disorders. Journal of marital and family therapy, 42(2), 326–340.

• Loucas, C. E., Fairburn, C. G., Whittington, C., Pennant, M. E., Stockton, S., & Kendall, T. (2014). E-therapy in the treatment and prevention of eating disorders: A systematic review and meta-analysis. Behaviour research and therapy, 63, 122–131.

• Macdonald, P., Rhind, C., Hibbs, R., Goddard, E., Raenker, S., Todd, G., ... & Treasure, J. (2014). Carers' assessment, skills and information sharing (CASIS) trial: A qualitative study of the experiential perspective of caregivers and patients. European Eating Disorders Review, 22(6), 430–438.

• Raphael, F. J., & Lacey, J. H. (1994). The aetiology of eating disorders: A hypothesis of the interplay between social, cultural and biological factors. European Eating Disorders Review, 2(3), 143–154.

• Rolls, B. J. (2003). The supersizing of America: portion size and the obesity epidemic. Nutrition today, 38(2), 42–53.

• Schlup, B., Meyer, A. H., & Munsch, S. (2010). A non-randomized direct comparison of cognitive-behavioral short-and long-term treatment for binge eating disorder. Obesity Facts, 3(4), 261–266.

• Silliman, B., & Schumm, W. R. (1999). Improving practice in marriage preparation. Journal of Sex & Marital Therapy, 25(1), 23–43.

• Szmukler, G. I., Dare, C. E., & Treasure, J. E. (1995). Handbook of eating disorders: theory, treatment and research. John Wiley & Sons.

• Wansink, B., & Van Ittersum, K. (2007). Portion size me: downsizing our consumption norms. Journal of the American Dietetic Association, 107(7), 1103–1106.

• Whisman, M. A., Dementyeva, A., Baucom, D. H., & Bulik, C. M. (2012). Marital functioning and binge eating disorder in married women. International Journal of Eating Disorders, 45(3), 385–389.

• Yilmaz, T., & Kalkan, M. (2010). The effects of a premarital relationship enrichment program on relationship satisfaction. Educational Sciences: Theory and Practice, 10(3), 1911–1920.