практика DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-84-85 статья на киберленинке

Наррадрама: новая школа в пространстве психотерапии

Ильинская Ксения Юрьевна
cистемный семейный терапевт, нарративный практик,
приглашенный преподаватель магистерской программы «Системная семейная терапия»
департамент психологии факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики»
Москва, Россия
kseniailinskaya@gmail.com
Ключевые слова: современная семья, творчество, наррадрама, арт-терапия, нарративная
практика, травма
THE MODERN FAMILY AND CREATIVITY
Ksenia Ilinskaya
masters degree of psychology,
professor in master's program of systemic family therapy of HSE
HSE University, Faculty of Social Sciences, School of Psychology
Moscow, Russia
kseniailinskaya@gmail.com

Keywords:
modern family, creativity, narradrama, art therapy, narrative therapy, trauma
Пространство психотерапии постоянно расширяется, становится все более
разнообразным как по методам, так и идеям, лежащим в основе концепции. Количество
школ увеличивается с каждым годом, позволяя психотерапии более эффективно отвечать
на социальные вызовы современности, оказывая помощь индивиду в возможности
встраиваться и более успешно справляться с вызовами на индивидуальном уровне. Новые
области знаний часто возникают на стыке уже известных и описанных. Данный доклад
посвящен наррадраме, новой школе, созданной Памелой Данн (Dunne, 2003) и
соединяющей в себе идеи нарративной практики с методами драматерапии и арт-методов.

Находясь на стыке двух школ, наррадрама вбирает в себя черты каждой (Dunne, 2009), а
соединение этих черт создает неповторимость и своеобразие этой школы (Dunne, 2006).
Вслед за нарративной практикой наррадрама ставит в фокус внимания жизненную
историю, видит жизнь полиисторичной, а человека — не только актером, но и автором этих
историй. Наррадрама позволяет конструировать эти истории, основывая их на собственных
смыслах и ощущениях (Dunne, 2017), трансформировать отношения с проблемными
историями, осуществлять шаги навстречу предпочитаемым. Вслед за нарративной
практикой, наррадрама видит за проблемой социально-культурный контекст, делающий эту
проблему особенно острой. В то же время драматерапия вносит свой неповторимый вклад
в формирование школы наррадрамы.

Роль творчества, автора как творца, действие как единица психотерапевтического взаимодействия, многообразие и важность ролевого потенциала клиента — это лишь немногие из особенностей, рассмотренных на мастер- классе, создающие неповторимый облик наррадрамы. Сочетание идей этих двух школ делает наррадраму ресурсной школой психотерапии, использующей разные модальности в задачах конструирования предпочитаемой истории, расширяющей возможности работать с эмоциями, обращаться к разным видам опыта человека. Наррадрама открывает возможности использования телесных ощущений, образов и метафор, использовать потенциал фантазирования и творчества для внесения изменений в собственную жизненную историю. Наррадрама может работать не только с реалистичными историями, но выбирать необходимую дистанцию для более безопасного и эффективного пересочинения проблемных историй.

Методы наррадрамы продолжают идеи Майкла Уайта и Дэвида Эпстона, предлагая более явные и разнообразные формы экстернализации, однако предлагая и собственные, наработанные в арт-терапии, открывающие дополнительные шаги для изменения историй. Наррадрама позволяет обращаться не только к вербальному, но и к другим слоям и формам психического опыта, в том числе обычно не осознаваемым и не попадающим в словесные определения, однако не менее важным в психической жизни индивида. Наррадрама разработана для работы как в группе, так и индивидуально, ее методы возможны для применения с широкими слоями населения, как детей, так и взрослых. Особенную роль этот поддерживающий вид психотерапии приобретает в ситуациях сложности вербализации опыта или видимого отсутствия предпочитаемого опыта в собственной жизни.
Библиография
  • Dunne, P. (2003). Narradrama: Integrating Drama Therapy, Narrative and Creative Art. Possibilities Press.
  • Dunne, P. (2006). The narrative therapist and Arts. Possibilities Press.
  • Dunne, P. (2009). Narradrama in Current Approaches in Drama Therapy. Charles Thomas Publisher.
  • Dunne, P. (2017). Insights on Positive Change in Collaborative Therapy and Neurobiology. Possibilities Press.
Для цитирования:
Авторы: Ильинская К.Ю.
Выпуск: №3 (21) 2022
Страницы: 84-85
Раздел: Практика
URL: https://familypsychology.ru/practice/modern-family-and-creativity
DOI: 10.24412/2587-6783-2022-3-84-85