тезисы конференции DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-9-11 статья на киберленинке

Создание измерительного средства "Уровень завершенности супружеского развода в семье с детьми" (УЗР) — теоретические основания и методический подход к решению задачи

Гражина Леонардовна Будинайте
к.п.н. доцент департамента психологии ФСН НИУ-ВШЭ, психотерапевт,
член Правления Общества семейный консультантов и психотерапевтов
Департамент психологии Факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики»
Москва, Россия

gbudinayte@hse.ru
Ключевые слова: супружеский развод в семье, завершенный, незавершенный развод, теоретические ориентиры для принципов создания опросника, основные параметры «завершенного развода», супружеские и родительские роли в семье, детско-родительские отношения двуядерная семья методический подход, шкалы опросника, содержательная, конструктная валидность.
CREATION OF MEASURING TOOL "LEVEL OF MARITAL DIVORCE PROCESS' COMPLETENESS IN FAMILY WITH CHILDREN" – THEORETICAL GROUND AND METHODICAL APPROACH TO MEET THE CHALLENGE OF THE TASK
Budinaite Grazhina
Ph.D, docent of the psychological department of Social Science faculty of NRU «High Scholl of Economics», psychotherapist,
member of the Board of Society of family counsellors and psychotherapists HSE University, Faculty of Social Sciences, School of Psychology
Moscow, Russia
gbudinayte@hse.ru

Keywords: marital divorce in family; completed and still going divorce process; theoretical basics for the tool craation , main features of completed divorce; marital and parental roles in family; parent-child relations; multinuclear family system; methodical approach to the task; main scales of the questionnaire; content-related validity, constructive validity.
Супружеский развод в семье — широко представленная в психологических исследованиях тема. Такого рода исследования и их практические результаты безусловно востребованы: процент разводов неизменно высок, в России показатели колеблются от 50 до 60 процентов от числа заключаемых браков. Рубежным для современных исследований является различение хорошего и плохого развода в семье (Ahrons, 1987, 1994, 2004). Именно оно задает необходимые теоретические ориентиры для построения представления о функциональном и дисфункциональном разводе. Это важно как для адекватной постановки исследовательских задач, так и для выработки практических средств помощи семье. Такими теоретическими ориентирами выступают:

∙ понимание разводной ситуации не как «одномоментного» события», а как поэтапного процесса, связанного с необходимостью структурной трансформации существовавшей семейной системы, формы и содержания отношений бывших супругов; «перезапуска» в новых условиях родительских отношений с детьми, отношений с расширенной семьей и ближайшим социальным окружением (Будинайте, Коган-Лернер, 2011);

∙ рассмотрение разводного процесса в системном ключе, что не «замыкает» его в индивидуальных рамках как травмирующего события в жизни одного, переживающего развод человека, — это характерно для традиционных исследований (хотя самочувствие и психологическое благополучие каждого участника процесса — важная цель психологической помощи). При таком «индивидуалистском» взгляде теряется взгляд на общую систему отношений, состояние которой и протекающие в ней процессы решающим образом влияют на каждого участника процесса. В то время как важно сформулировать те задачи, которые на деле каждый участник процесса вынужден решать в разводной ситуации;

∙ различение мало разделяемых «в быту» супружеских и родительских ролей, выработка представлений об эффективном родительском сотрудничестве бывших супругов, представление о возможности прекращения супружеских отношений как обратимых и сохранении родительских — как необратимых (кровных) отношений;

∙ утверждение идеи возможности сохранения семьи в ситуации прекращенного супружества, развития ее в двуядерную семейную систему, в которой родительские отношения с детьми, родительское сотрудничество не только сохраняются, но могут обогащаться новыми отношениями, с входящими в семейную систему новыми членами (новые партнеры бывших супругов, дети, рожденные от новых отношений);

∙ преодоление на этой основе идеи «дисфункциональности» развода и вторичной (помимо первичной — от переживания самой ситуации) травматизации людей, и в особенности детей, в связи с отношением к их семейной ситуации как «неодобряемой», «дисфункциональной».


Эти ориентиры позволили выработать внятное представление о признаках «завершенного» и незавершенного развода (Будинайте, 2017). Введение этих терминов отражает процессуальность протекания разводной ситуации и указывает на цель психологической помощи.

В этом теоретическом контексте была поставлена методическая задача разработки измерительного средства как важного инструмента для проведения исследований и как диагностического средства для психотерапевтической и консультационной работы. Таким образом, возникла задача операционализации не просто сложной психологической реальности — как всякого измерительного средства в психологии — а сверхсложной. Предстояло операционализировать многоплановую реальность взаимоотношений в ядерной и расширенной семье, причем посредством ответов только одного респондента.

Реализация ее опиралась на следующие принципы: привлечение респондентов как экспертов по переживанию трудной жизненной ситуации, интерес к их ресурсам и используемым средствам ее преодоления; привлечение в число респондентов людей, не менее двух лет назад переживших развод и наличие в семье несовершеннолетних детей на момент развода; создание диапазона ответов, которые бы «вмещали в себя» разный возможный уровень завершенности разводной ситуации, причем пункты должны были преодолевать социальную желательность и вместе с тем выявлять высокий уровень завершенности разводного процесса; наконец, простоту и доступность стимульного материала наряду со «снятием» сложной реальности взаимодействия в семье.

Создание опросника проводится в рамках научно-исследовательской работы магистерской программы «Системная семейная психотерапия» с 2015 года по настоящее время (Хромова, 2015; Кондрашкина, 2018; Зеленская и др., 2020−2021). Итогом поэтапной трансформации, видоизменявшей пункты опросника и балльную систему, на сегодня является созданный содержательно опросник из четырех шкал в женском и мужском варианте. Следующей целью выступает проверка конструктной валидности и стандартизация опросника.
Библиография
  • Будинайте, Г. Л., Коган, Л. Б. (2011). Особенности восприятия ребенком 6−8 лет структуры семьи в ситуации развода. Консультативная психология и психотерапия, 2(69), 91−111. Будинайте, Г. Л. (2017). Основные принципы психотерапевтической работы с супружеской парой в ситуации развода. В сб. А. Варга (ред.) Системная психотерапия супружеских пар М.: Когито-Центр, 328−340.
  • Хромова, В. М. (2015). Содержательная валидность опросника «Завершенность супружеского развода в семье с ребенком»: диссертация магистра под науч. руководством Г. Л. Будинайте, департамент психологии ФСН НИУ-ВШЭ.
  • Кондрашкина, А. В. (2018). Конструктная валидность опросника «Уровень завершенности супружеского развода в семье с ребенком»: диссертация магистра под науч. руководством Г. Л. Будинайте, департамент психологии ФСН НИУ-ВШЭ.
  • Ahrons, R. Constance, Roy, H. Rogers (1987). Divorced Families. Meeting the challenge of divorce and remarriage. NY: WW. Nortrnon.
  • Ahrons, R. Constance (1994). Good divorce. Keeping your family together when your marriage comes apart. NY: Harpers Collins Publishers
  • Ahrons, R. Constance (2004). We are still Family. What grown children have to say about their parent's divorce. NY: Harpers Collins Publishers
Для цитирования:
Авторы: Будинайте Г.Л.
Выпуск: №3 (21) 2022
Семья в ситуации социального кризиса и неопределенности: тезисы и материалы 3-й Научно-практической конференции
Страницы: 9-11
URL: https://familypsychology.ru/practice/level-of-mdp
DOI: 10.24412/2587-6783-2022-3-9-11