практика DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-20-22 статья на киберленинке

Хорошие вопросы родителям трансгендерных подростков

Грин Инга Сергеевна

Ph.D, старший преподаватель департамента психологии
факультета социальных наук Высшей школы экономики, член WPATH
департамент психологии факультета социальных наук
НИУ «Высшая школа экономики»
Москва, Россия
admiralskaya@gmail.com
Ключевые слова: трансгендерность, подростки, семейное консультирование,
нарративная практика
GOOD QUESTIONS FOR PARENTS OF TRANSGENDER TEENAGERS
Inga Grin
Ph.D, senior Lecturer, WPATH member
HSE University, Faculty of Social Sciences, School of Psychology
Moscow, Russia
admiralskaya@gmail.com

Keywords: gender incongruence, teenagers, family counseling, narrative practice
С каждым годом все более актуальным становится запрос на психологическое
консультирование родителей подростков, чья гендерная идентичность отличается от
приписанной при рождении. Родители ищут помощи у транс-информированных
специалистов, способных сориентировать их как в дальнейших шагах гендерно-
аффирмативного маршрута, так и в способах выстраивать с ребенком контакт и оказывать
ему/ей/им необходимую поддержку. Пандемия сделала этот запрос более заметным и
выраженным, так как многие психологи перешли в онлайн-формат консультирования, а
родители в период нахождения дома столкнулись с гендерной реальностью своих детей.

Говоря «родители», мы имеем в виду скорее мам, поскольку отцы трансгендерных
подростков крайне редко обращаются за психологической помощью к помогающим
специалистам. Вероятно, это связано как с их меньшей вовлеченностью в воспитание детей,
так и с нормами патриархальной маскулинности, оказывающейся крайне хрупкой в
столкновении с трансгендерным каминаутом ребенка. Из разговоров с выросшими
транслюдьми мы узнаем о частых реакциях отцов: если ребенок делает трансфеминный
каминаут (то есть обозначает себя как девушку, женщину), отец переживает кризис
собственной маскулинной идентичности «не смог вырастить сына, был плохим примером»;
если ребенок делает трансмаскулинный каминаут (то есть обозначает себя как юношу,
мужчину), отцы ставят гендерную идентичность своего ребенка под сомнение, отказывают
ему в признании.

Консультирование родителей включает в себя несколько важных аспектов. Мы
используем здесь «хорошие вопросы» не только как инструмент нарративной практики, но
и как метафору противопоставления их «плохим вопросам», которыми атакуют родители
сами себя и которыми их атакует общество.

Первый из них, без которого зачастую невозможно перейти к другим вопросам, —
это сопровождение горевания, помощь в адаптации к утрате важных для собственной
идентичности идей и планов. Это представления о себе как о маме сына или маме дочери;
это определенный проект будущего, окрашенный теми или иными надеждами и мечтами;
это крушение важных для человека воспоминаний и истории отношений с собственным
ребенком. Основная стратегия психологического сопровождения этого процесса —
признание утраты, свидетельствование горевания. Когда утрата называется и признается,
мамам становится легче обнаружить, что их ребенок жив, что отношения развиваются здесь
и сейчас.

Второй аспект касается переживания родительской несостоятельности. Мы живем в
эпоху интенсивного материнствования, в котором ребенок — трудоемкий и драгоценный
проект, с ним связано множество родительских амбиций и надежд (Шадрина, 2017).
Поскольку трансгендерность все еще патологизируется и маргинализуется на уровне
общественного дискурса несмотря на позицию ВОЗ, выраженную в МКБ-11 (ICD-11,
02.2022), транскаминаут ребенка актуализирует острое чувство стыда и несостоятельности.
Мамы приходят к помогающим специалистам с вопросами, что они могли сделать
не так, где они «недосмотрели» или «упустили» своего ребенка?

Работа психолога заключается в том, чтобы деконструировать чувство вины и переживание родительской несостоятельности, оперируя современными данными о трансгендерности, предлагаемыми, например, Всемирной ассоциацией специалистов в области трансгендерного здоровья (WPATH).

Третий аспект психологического сопровождения родителей трансподростков связан
с токсичным стыдом, имеющим непосредственное отношение к стигме, сопровождающей
трансгендерность. Эта стигма в том числе «осаливает» родителей и приходит к
высочайшему напряжении при мысли о том, кому из родных и близких нужно будет
рассказать о статусе ребенка. Стратегия работы с этим аспектом заключается в
противопоставлении стыду уважения. Помогающие специалисты расспрашивают
родителей о том, какие ценности и смыслы могут стоять за решением обратиться за
психологической помощью; что значимое и драгоценное в отношениях с ребенком важно
сохранить; какая история успешных преодолений различных кризисов объединяет маму и
ребенка; о каких отношениях между ними говорит то, что ребенок решился раскрыть свой
транс-статус маме (если это было сделано добровольно)? Свидетельствуя эти истории,
помогающий специалист создает пространство для переживания родительской гордости и
компетентности, противопоставляя их стыду.

Следующий аспект консультирования родителей — это встреча с тревогой за
будущее ребенка. Тактика работы с тревогой заключается в том, чтобы перенести внимание
родителя с будущего на настоящее. Помочь заметить, что хорошие отношения с ребенком
можно строить сейчас и именно они могут сделать будущее менее страшным и тревожным.

Наконец, последний вопрос, который поднимается в консультировании родителей
трансподростков, — напряжение связей с ближайшим окружением семьи и внутри нее.
Трансгендерный каминаут резко меняет всю конфигурацию семейной системы,
маргинализирует нуклеарную семью, увеличивает дистанцию между ней и остальными
родственниками. Одна из тактик работы с этой проблемой — поиск исключений. Мы
можем спрашивать, кто из родных и близких поддерживал маму в сложные моменты
родительства? Кто всегда был на ее стороне? Кому она может доверять?

Кроме перечисленных выше аспектов, в психологическом сопровождении
родителей трансподростков могут подниматься и другие вопросы: касающиеся
юридической процедуры смены документов, вопросов здоровья, способов уменьшения
гендерной дисфории. В этих запросах помогающие специалисты могут опираться на
помощь равных консультантов и консультанток, с которыми важно быть в контакте и
работать в партнерстве.
Библиография
Для цитирования:
Авторы: Грин И.С.
Выпуск: №3 (21) 2022
Страницы: 20-22
Раздел: Практика
URL: https://familypsychology.ru/practice/good-questions-for-parents-of-transgender-teenagers
DOI: 10.24412/2587-6783-2022-3-20-22