Большие дебаты в социуме, да и среди специалистов, шли на тему того, какое право специалисты имеют вмешиваться в частное дело семьи. Обсуждалась степень включенности в семью, каким образом предлагать психолого-социальную помощь, чтобы не получилось навязывание услуг и семья принимала внешнюю поддержку (Информационный портал семейной политики, 2016; Авдеева, 2010). Хочется отметить, что именно здесь и должна начинать работу система профилактики сиротства. По опыту работы уже более 5 лет в этом направлении мы сделали вывод, что на стадии трудной жизненной ситуации идет реабилитационная работа (восстановление семейных функций). На стадии социально опасного положения семьи работа специалистов направлена на контроль, надзор, управление функционированием семьи, сохранение здоровья и обеспечение безопасности ребенка в своей собственной семье, поиски ресурсов вне семьи. А профилактика как раз начинается еще на стадии, когда у семьи все «отлично» ― с популяризации семейных ценностей в СМИ, в детских учреждениях, а также своевременно оказанной социально-психологической и, возможно, материальной помощью семье.
В среде специалистов помогающих профессий есть этический кодекс и охрана конфиденциальной информации (например, Этический кодекс психолога, Российское психологическое общество). Если семье оказана помощь ― это остается тайной семьи и не выносится за пределы сопровождения с указанием фамилий и имен благополучателей, если только сама семья не захочет официально дать интервью. Если семья, находящая на ранней стадии неблагополучия, откажется от предлагаемой ей помощи ― это ее право, можно просто оставить ей координаты поддерживающих организаций и надеяться, что она самостоятельно преодолеет возникшие трудности.
«Технология „работа со случаем“ позволяет выстроить работу с семьей как единый реабилитационный процесс в первую очередь за счет введения института „кураторов случая“. Куратор организует работу с семьей и ребенком как единый процесс, следит за своевременным получением семьей услуг, устанавливает с семьей помогающие отношения, проводит мероприятия по повышению доступности услуг для семьи и т. п.» (Регламент межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, 2014).
Семья ― это живая система, которая реорганизуется вследствие изменения социальных (выход родителя на работу, смена места жительства и т. п.) и внутренних условий (рождение ребенка в семье, наступление подросткового периода и т. п.). Нормативные кризисы семья может преодолевать сама, имея на это внутренние и внешние ресурсы. Ненормативные кризисы могут «выбить» семью из привычной «колеи» ― измена супруга, тяжелая болезнь члена семьи, смерть близких. Иногда семья испытывает сочетанные кризисы (нормативный и ненормативный). Именно в ситуации, когда семья с ребенком испытывает сильный стресс, приводящий к дезорганизации функций семьи, должны быть рядом службы, которые могут помочь семье пережить сложную жизненную ситуацию (Олифирович, Валента, Зинкевич-Куземкина, 2012).
«Семья, находящаяся в социально опасном положении ― это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, за исключением случаев, когда совершенное несовершеннолетним правонарушение не связано с ненадлежащим исполнением родителями (законными представителями) своих обязанностей, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации ― семья, жизнедеятельность которой объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств (при отсутствии оснований для признания семьи находящейся в социально опасном положении) и которая не может преодолеть данные обстоятельства самостоятельно» (Регламент межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации. г. Москва, 2014).
Оказывая помощь и изучая особенности семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, специалисты отмечают ряд критериев (сложностей), присущих данной семье. Сотрудники программы «Родные и близкие» БДФ «Виктория» разделили данные критерии на категории: материальные, социальные, физические, психологические и педагогические. Получается, что совокупность критериев, с которыми семья не в состоянии справиться, является первым сигналом о возможном риске социального сиротства. Особенности работы с семьями на ранней стадии неблагополучия заключаются в основном в быстром оказании социально-психологической помощи семье и восстановлении утраченных семьей функций из-за различных жизненных обстоятельств. Срок сопровождения от 3 месяцев до полугода. По сути специалисты не дают семье перейти в трудную жизненную ситуацию, а активизируют ресурсы семьи и ее окружения. Данные семьи часто осознают имеющиеся у них проблемы и готовы решать их.
В то же время для таких семей может быть характерно такое явление, как выученная беспомощность.
«Выученная беспомощность (learned helplessness) — это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т. е. независимости результата от прилагаемых усилий („сколько ни старайся, все равно без толку“)» (Ильин, 2011).
Для иллюстрации того, как осуществляется работа с семьями на разных стадиях семейного неблагополучия, опишем конкретные случаи.