Девочка (9 лет), диагноз: умеренная интеллектуальная недостаточность. Психические процессы снижены, учебная деятельность не формируется. Была удочерена в возрасте 7 лет глубоко депривированной (не общалась, отсутствовали коммуникативные навыки, боялась новых людей; не владела культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания). Познавательный интерес низкий. Когда предоставлена сама себе, проводит время в самостимулирующих действиях: перебирает в руках и трясет перед глазами игрушки. Приобретенные навыки закрепляются с трудом. Понимание речи фрагментарное, доступно в контексте конкретных ситуаций, самостоятельной речи нет. В результате длительных занятий с логопедом стала повторять отдельные звуки. Может неразборчиво и неохотно повторять некоторые простые слова.
В беседе с мамой обсуждаем, что, учитывая возраст, уровень развития познавательного интереса, символических функций, отсутствие многих важных навыков, можно попробовать привлекать девочку к простым совместным действиям, например, к совместному нарезанию любимых продуктов (бананов, хлеба), угощению друг друга этими продуктами, лепке из теста и т. п. Чувствуется, что мама девочки скептически отнеслась к этому предложению. На вопрос, что она чувствует и с чем связано это чувство, мама отвечает, что у нее итак очень много дел и она не может уделять столько внимания одному ребенку, когда у нее их трое. С хозяйством она справляется сама и не сможет привлекать девочку к помощи, так как та плохо усваивает навыки. Возможно, наше предложение она восприняла как упрек в недостаточном внимании к ребенку.
Мы говорим о том, что понимаем, как значимо то, что она делает для ребенка, замечаем и очень ценим их взаимную привязанность. Напоминаем, что наша задача — не только работать с ребенком, но и знакомить родителей с принципами и стратегиям Floortime, способствовать социальной адаптации ребенка и помогать выстраивать с ним отношения, стимулирующие желание разделять свои эмоции. При обсуждении этой ситуации на супервизии, мы решаем на последующих занятиях предложить девочке вместе чистить и резать по очереди банан и угощать друг друга, слепить из теста «пирог» и украсить его фруктами из игрушечного набора. Девочке на занятиях очень нравится резать по очереди со специалистом банан. Она ест кусочки банана сама и угощает специалиста. На следующем занятии с удовольствием возится с тестом: раскатывает его, разминает, выбирает фрукты и выкладывает их на подготовленное тесто. Повторяет слова «пирог», «слива», «яблоко», «лимон». Потом «угощает» пирогом маму. Маму, присутствующую на этих занятиях, очень радует эмоциональный отклик девочки. Она тоже включается во взаимодействие и видит, что девочка получает удовольствие, проявляет активность и интерес. Она замечает: для того, чтобы увлечь девочку, нужно разделять с ней эмоции, необходима специальная стимулирующая среда, вовлечение в совместную интересную деятельность; понимает, что самой девочке трудно придумать себе такие занятия. Она видит ценность такого взаимодействия для развития и говорит: «Мы дома тоже так попробуем, хоть я совсем не кулинар и не вожусь с тестом». Когда мы ей напоминаем, что можно купить готовое тесто, ее это очень воодушевляет, она рада тому, что не потребуется лишних усилий. При этом она готова вместе с дочкой повозиться с тестом и воспринимает такое занятие с ней не как обузу, а как совместное удовольствие