практика DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-89-90 статья на киберленинке

Творческое
взаимодействие:
опыт арт-терапевтических занятий в период пандемии

Чуганская Анфиса Анваровна
к.пс.н., научный сотрудник, преподаватель, арт-терапевт
Федерального исследовательского центра «Информатика и управление»
Российской академии наук (ФИЦ ИУ РАН)
Международная школа арт-терапии
Москва, Россия
anfisa.makh@gmail.com
Ключевые слова: арт-терапия, творчество, интеракции, пандемия, рисунок
CREATIVE INTERACTION: EXPERIENCE OF ART THERAPY CLASSES DURING
THE PANDEMIC
Chuganskaya Anfisa
PhD in Psychology, researcher, lector, art therapist
Federal Research Center «Informatics and Management» of the Russian
Academy of Sciences (FКС IU RAS)
International School of Art Therapy
Moscow, Russia
anfisa.makh@gmail.com

Keywords:
art therapy, creativity, interactions, pandemic, drawing
Арт-терапия как направление обладает большим потенциалом для психологической
помощи детям и семья в кризисной ситуации (Махмутова и др., 2008), преодолении стресса,
сопровождении при решении глубинных психологических проблем (Колошина, 2005).
Классически под арт-терапией понимается спектр методов, связанных с изобразительным
творчеством (Копытин, 2001). Однако в современных подходах, связанных с творческим с
самовыражением, понимается широкий спектр творческих модальностей (в том числе
музыкотерапия, работа с пластическим материалом, библиотерапия и др.) (Киселева, 2007;
Лебедева, 2003).

Основные принципы арт-терапии можно сформулировать в виде трех основных положений: триадичность, метафоричность, ресурсность (Колошина, 2005; Case, 1992). Именно через их осмысление мы можем понять, что творческое взаимодействие арт-терапевта и клиента затрагивает каждую из этих составляющих. В период пандемии и значимых социальных изменений большое внимание в работе специалистов помогающих профессий уделяется решению проблем, связанных с преодолением последствий сильного стресса (Гонина, 2018), трудностями эмоционального реагирования и контроля, переживания психотравмирующих событий. В арт-терапии были сформулированы два подхода: творчество как пространство для безопасного выражения переживаний (Лоринг, 2005; Чуганская, 2009) и психологическое консультирование с использованием арт-терапевтических технологий для решения психологических проблем (Джиннотт, 2005; Чуганская, 2020). Отдельным направлением стало развитие различных форм онлайн арт- терапии. В рамках работы с детьми — это было связано дистанционным группами поддержки для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (Киселева, 2007; Фопель, 2003; Чуганская, 2020).

В рамках доклада мы рассмотрим основные программы, основанные на трехчастной структуре использования игротерапии и изотерапии (принцип игра-рисунок-рефлексивная игра), и направления техник (изотерапия, работа с пластическим материалом).
Библиография
  • Гонина, О. О. (2018). Психические состояния и свойства личности. Тверь: Психолого-педагогическая академия.
  • Джиннотт, Дж. (2005). Групповая психотерапия с детьми. Пер. с англ. И. Романовой. Науч. ред. Е. Рыбина. М.: Апрель-Пресс, изд-во Института психотерапии.
  • Киселева, М. В. (2007). Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь.
  • Колошина, Т. Ю. (2005). Арт-терапия кризисных состояний. Московский психотерапевтический журнал, 4(47), 154–169.
  • Копытин, А. И. (2001). Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер.
  • Лебедева, Л. Д. (2003). Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система знаний. СПб.: Речь.
  • Лоринг, К. (2005). Бесценные воспоминания. Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск: психотерапия искусствами, 4(47), 131–136.
  • Махмутова, Е. Н., Изиляева, Л. О. (2008). Психология экстремальных ситуаций в управленческой деятельности. Уфа: РИО БАГСУ.
  • Фопель, К. (2003). Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. М.: Генезис.
  • Чуганская, А. А. (2009). Развитие индивидуальности у ребенка в творчестве и игре. В сб. Виничук Н. В. (ред.) Проблема индивидуальности в современной психологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Владивосток: Изд-во ВГУ, 122–124.
  • Чуганская, А. А. (2020). Дистанционная работа арт-терапевта: к проблеме основных принципов и подходов в условиях карантина. В сб. Великая сила искусства. Арт-терапия, 256–259. Москва: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Академия искусств Игоря Бурганова».
  • Case, C. (1992). Art therapy. The handbook of art therapy. Great Britain: Routledge.
Для цитирования:
Авторы: Чуганская А.А.
Выпуск: №3 (21) 2022
Страницы: 89-90
Раздел: Практика
URL: https://familypsychology.ru/practice/art-therapy-lessons-during-pandemic
DOI: 10.24412/2587-6783-2022-3-89-90