С. (супервизор): Ну конечно, перед вами стоит много терапевтических задач, а клиентка как будто вам «мешает», как тут не разозлиться. Можем подробнее поговорить о том, что с вами происходит, когда вы видите злость клиентки? (Супервизор подтверждает реактивные эмоции супервизанта и с помощью побуждающего вопроса начинает исследование ее переживаний).
А.: Я ее боюсь. У нее лицо злое, челюсти сжаты. Мне не остановить ее поток негативных эмоций. Я только сейчас поняла, что за моей злостью есть страх.
С.: Да, страх. Страх и, возможно, еще что-то. Могу я предположить? Возможно, бессилие? (Эмпатические предположения супервизора используются для расширения эмоционального опыта супервизанта).
А.: Да, точно. Это бессилие. Поэтому я так сильно злюсь на сессиях.
С.: Да, когда мы чувствуем бессилие, мы злимся сильнее всего. Гнев делает нас большими, сильными, конечно… и прямо сейчас вы почувствовали это бессилие? (Подтверждение и фокусировка на глубинном переживании в настоящий момент, техника СПОММ).
А.: Да, у меня ком в горле и трудно говорить.
С: Прямо в теле сейчас это ощущение. Ком в горле, дышать трудно. Это что-то знакомое? (СПОММ, невербальная настройка, усиление переживания, эмпатическое предположение).
А.: Да, я знаю это чувство…
С: Да… Вот есть пара, женщина злится на своего мужа, вы пытаетесь что-то сделать, она вас не слышит, злится и на вас… (Описание триггера (контекста) для усиления переживаний и попытка построить «мостик» с личной историей супервизантки).
А: Я поняла, это то, что было в моей семье. Родители ссорились, а я не могла ничего изменить. Мне так хотелось, чтобы мама перестала кричать, перестала «ехать как танк», успокоилась, выслушала бы папу…
С: Что сейчас с вами происходит? (Побуждающий вопрос, СПОММ).
А: Мне стало грустно. Я столько прорабатывала историю своего детства в личной терапии, казалось, все уже прожито, осознанно, а оказывается, вот они, гнев, страх и бессилие, никуда не делись.
С: Пара сложная, и их взаимодействие буквально погрузило вас в сложности вашего детства. Скажите, пожалуйста, а был ли тогда кто-то из близких, к кому вы могли обратиться за помощью, поддержкой? (Подтверждение для нормализации переживаний супервизантки, поиск фигур привязанности как источника поддержки).
А: Не к кому было…
С: То есть вы были совсем одна… сколько лет вам было? (СПОММ, эмпатическая настройка, созвучие).
А: Семь лет. Было невыносимо, хотелось сбежать…
С: Невыносимо, хотелось сбежать, конечно так, и нет никого, кто бы защитил вас… (Усиление глубинных эмоций).
А: (Молчит, на глазах слезы). (Эмпатическое созвучие супервизора достигается с помощью невербального языка).
С: Как вам сейчас делиться этим со мной? (СПОММ, эмпатическая связь с глубинными переживаниями супервизантки здесь и сейчас).
Т: Я рассказывала об этом и раньше, но не как сейчас…
С: Не как сейчас, то есть не прямо из этого места внутри, где невыносимо, страшно, одиноко? (Усиление эмпатической связи в момент переживания уязвимости).
Т: Да, наверное, не как сейчас…
С: Спасибо, что впустили меня туда, дали почувствовать, каково это, как было маленькой А., которая и сейчас здесь, глубоко внутри… (Подтверждение и усиление нового опыта здесь и сейчас, СПОММ).
А: (Молчит, но выражение ее лица и поза тела меняются).
С: Как вам сейчас, когда мы вместе оказываемся в этом месте? (Супервизор здесь и ранее помимо использования СПОММ присоединяется к А., используя невербальные сигналы: позу тела, выражение лица. Для конгруэнтого и аутентичного отклика супервизору нужно с помощью эмпатической настройки почувствовать «на себе» уязвимые переживания супервизанта).
А: Сейчас лучше, ком в горле уменьшился.
С: Да, я вижу, что-то поменялось, ваш голос звучит увереннее. (Подтверждение и усиление нового опыта).
А: Да, я чувствую какую-то силу.
С: Больше сил, больше уверенности, да… (Подтверждение). Что взрослая А. чувствует сейчас к той маленькой А. Что хочется сделать? (Побуждение к построению надежной связи во внутреннем мире супервизантки).
А: Ну, мне ее жалко, хочется ее обнять и увести из комнаты, где ссорятся родители. Сказать «ну их, пусть сами разбираются, а мы пойдем отсюда». (Улыбается).
С: Да, теперь маленькая А. не одна, у нее появилась защитница. Какое чувство возникает прямо сейчас? (Подтверждение и усиление нового корректирующего опыта).
А: Хорошее чувство. Выдыхаю. И я поняла: эта женщина, моя клиентка, на самом деле она не злая, просто ей очень одиноко. Я испытываю к ней сочувствие, больше не боюсь. Так ей и скажу на следующем приеме: «похоже, вам очень одиноко в этих отношениях, и вы снова и снова пытаетесь достучаться до своего мужа».
С: Да, похоже, именно это у них и происходит… (Подтверждение интеграции нового опыта с профессиональным контекстом).