Голзицкая А.А. ГРУППОВАЯ БИБЛИОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ПРОБЛЕМАМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ)

статья на сайте cyberleninka

DOI: 10.24411/2587-6783-2020-10008

ГРУППОВАЯ БИБЛИОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ПРОБЛЕМАМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ)

Голзицкая Алёна Александровна

Аннотация. Статья посвящена аффективной групповой библиотерапии – методу, в основе которого лежит использование литературных источников (художественных текстов и книг самопомощи) в целях коррекции психологических трудностей. Описываются виды библиотерапии, основные механизмы ее функционирования: идентификация, проекция, катарсис, инсайт и универсализация. Также затрагиваются основополагающие принципы отбора и использования библиотерапевтических произведений. Отдельное внимание уделено опыту использования метода в рамках авторского подхода по коррекции логоневротического расстройства — Семейной групповой логопсихотерапии. Раскрывается специфика библиодиагностического этапа работы, на котором участники знакомятся с литературными произведениями и пишут свои отзывы о прочитанном, затрагивая специфические для данного контингента участников темы трудностей коммуникации с окружающими, социального восприятия людей с особенностями речевого развития, конфликтной, неустойчивой самооценки и др. Также говорится о нюансах анализа и отбора библиотерапевтом отзывов для последующей работы. Далее освещена проблематика организации группового библиотерапевтического процесса: создания безопасной атмосферы, установления правил, модерации и фасилитации группового обсуждения эмоционального опыта участников и их стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями. В заключении обозначаются основные результаты групповой аффективной библиотерапии применительно к практике семейной групповой логопсихотерапии: способствование эмоциональному самораскрытию, разделению этого опыта с близкими людьми, обогащение репертуара совладательных механизмов и лучшее осознавание деструктивных автоматических паттернов реагирования.

Ключевые слова: Групповая библиотерапия, детско-родительское взаимодействие, книга.

 

GROUP BIBLIOTHERAPY IN WORKING WITH PROBLEMS OF CHILD-PARENT INTERACTION

Golzitskaya A.,

Annotation. The article is devoted to affective group bibliotherapy. This method is based on the use of literary sources — literary texts and self-help books — in order to correct psychological difficulties. It describes the types of bibliotherapy, the main mechanisms of its functioning: identification, projection, catharsis, insight and universalization. The fundamental principles of selection and use of bibliotherapeutic works are also touched upon. Special attention is paid to the experience of using the method in the framework of the author’s approach to the correction of logoneurosis — family group logopsychotherapy. The author reveals the specifics of the bibliodiagnostic stage of the work, where participants get acquainted with literary works and write their reviews about what they read, touching on the specific topics of communication difficulties with others, social perception of people with speech development peculiarities, conflict, unstable self-esteem, etc. It also talks about the nuances of analysis and selection of reviews by a bibliotherapist for further work. Further, the problems of organizing a group bibliotherapy process are considered – including creating a safe atmosphere, establishing rules, moderation and facilitation of group discussion of the emotional experience of participants and their strategies for coping with difficult life situations. In conclusion, the main results of group affective bibliotherapy are outlined in relation to the practice of family group logopsychotherapy – promoting emotional self-disclosure, sharing this experience with loved ones, enriching the repertoire of coping mechanisms and better awareness of destructive automatic response patterns.

Keyword: Group bibliotherapy, child-parent interaction, book.

читать статью