Березина А.В., Захарова Л.Д. «СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»

 DOI: 10.24412/2587-6783-2021-10016

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Березина Александра Викторовна 

Захарова Лейсан Дамировна 

Статья посвящена рассмотрению практик семейного чтения как практик родительского взаимодействия в семьях с детьми младшего школьного возраста. Затронутая проблема исследовалась на стыке тематики родительских отношений, теории привязанности и подходов к изучению практик семейного чтения. В данной публикации описывается важность чтения детям художественной литературы, в том числе семейного (родительского) чтения, при том, что современные родители не всегда осознают эту важность или не имеют времени на такое взаимодействие со своим ребенком, особенно если ребенок уже научился читать сам. В статье указывается на отличие семейного чтения от других видов чтения.  Представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было выявить взаимосвязь совместного семейного чтения художественной литературы и характера родительского отношения в семьях с младшими школьниками. Проведенный корреляционный анализ позволил выявить определенные взаимосвязи между особенностями чтения родителями детям младшего школьного возраста (частота чтения, обсуждение прочитанного, наличие различных списков «обязательных» и «нежелательных» книг, кто является инициатором чтения и выбирает книгу, взрослый или ребенок) и такими сторонами родительского отношения, как эмоциональная поддержка, принятие, сотрудничество, концентрация на ребенке. В исследовании показано, что в семьях, где совместное семейное чтение более интенсивное, будет большее принятие родителем ребенка, более позитивные родительские установки и более позитивные эмоциональные взаимоотношения между родителем и ребенком. Приведенные в статье результаты эмпирического исследования могут быть положены в основу рекомендаций по проведению психологического консультирования родителей младших школьников.

Ключевые слова: семейное чтение, практики семейного чтения, семейное воспитание, родительское отношение, младший школьник

 

FAMILY READING AND FEATURES OF PARENT RELATION IN FAMILIES WITH YOUNGER STUDENTS

Berezinа Alexandra V.

Zakharova Leysan D. 

The article deals with the practice of family reading as a practice of parent interaction in families with children of primary school age. The problem was solved at the intersection of parent relation, attachment theory and approaches to the study of family reading practices. This publication describes the importance of reading fiction to children, including family (parent) reading, despite the fact that modern parents do not always realize this importance or do not have time for such interaction with their child, especially if the child has already learned to read himself. The article points out the difference between family reading and other types of reading. It presents the results of an empirical study aimed at identifying the relationship between joint family reading of fiction and the nature of parent relations in families with younger schoolchildren. Correlation analysis allowed to reveal certain correlations between the features of reading by parents to children of primary school age (frequency of reading, reading discussion, the various lists of «required» and «unwanted» books, who is the initiator of reading and choosing a book, adult or child) and such parties parent-child relationship emotional support, acceptance, cooperation, concentration on the child. The study shows that in families where shared family reading is more intense, there will be greater parental acceptance of the child, more positive parental attitudes, and more positive emotional relationships between parent and child. The results of an empirical study presented in the article can be used as a basis for recommendations for psychological counseling of parents of primary school children.

Keywords: family reading, family reading practices, family education, parent relations, junior school student

читать статью