Родители как агенты неформального сексобразования: что делать? (Травкова М.Р.)

От маленьких взрослых к взрослым маленьким

Говорить о сексуальном образовании детей и молодежи, неформальными агентами которого, хотят они того или нет, являются родители и воспитывающие ребенка люди, невозможно без некоторого понимания возникновения стыда и страха вокруг этой темы, тех противоречий, которые сопровождают ее по сей день.

Начать с того, что само по себе отношение к детской сексуальности, телесности, да и к самому ребенку, и ко всем связанным с ними табу, предписаниями и правилами поведения, зависит от культуры конкретного социума и не является одинаковым в разные исторические эпохи. Родителям, которым сложно говорить «об этом» с  детьми интересно будет узнать, что сама идея беречь детей от какой-то потенциально «вредной» информации, представление о детской уязвимости и ранимости,  и симметричный этому концепт «хорошей матери» появились только в середине 18 века (https://cyberleninka.ru/article/v/materinstvo-kak-sotsiobiologicheskoe-yavlenie-psihologiya-filosofiya-istoriya), а порожденная Фрейдом теория сексуальных неврозов, связанная с влечением ребенка к отцу или матери как к эротическому объекту была бы абсолютно непонятна человеку Средневековья с его полным отсутствием идей интимного стыда или отгораживания детей от сексуальных сцен жизни взрослых.  В целом, в доиндустриальную эпоху детей никак не берегли, ни от сцен насилия, ни от сцен жестокости, ни от сцен сексуальных. При этом неверным будет сказать, что такое, с точки зрения современного человека, попустительство было связано с равнодушием.  «Конечно, детей воспитывали и в допетровской России, и в крестьянских семьях XIX века – пишет Александр Панченко в статье «Отношение к детям в русской традиционной культуре», — если понимать под воспитанием обучение необходимым поведенческим и бытовым навыкам, формам трудовой деятельности, социальным нормам и ценностям, обычаям и ритуалам. Однако привычные нам концепции воспитания, основанные на внимании к возрастной психологии, особенностям развития личности, индивидуальной специфике ребенка, начали складываться лишь в эпоху Нового времени и вряд ли применимы к средневековой культуре. … Дети воспринимались в качестве «маленьких взрослых», чье отличие от взрослых «настоящих», полноправных осмыслялось не в психологических, а в ритуально-мифологических и этикетных категориях. Иными словами, воспитание детей в доиндустриальной Европе — это практики, направленные не на внутренний мир ребенка, а на его внешние, социальные, статусные характеристики» (http://magazines.russ.ru/oz/2004/3/2004_3_3.html).

Известный историк детства, Ллойд де Моз, исходя из критерия эмоциональных отношений между детьми и взрослыми выделил шесть разных стилей отношения к детям в разные периоды истории:

Инфантицидный стиль (до 4 века н.э), когда ребенка могли лишить жизни из одних только экономических соображений: если его было сложно прокормить или если он был обузой при кочевом образе жизни. только в 374 году инфантицид был приравнен к убийству в Римской Империи, что не означает возникновения родительской привязанности, а скорее связано с контролем государства над правом родителя распоряжаться ребенком как своей полной собственностью.

Бросающий стиль (4-13 века) связан с распространением христианства и признанием у ребенка бессмертной души. Тенденция осознания родительского морального долга перед детьми, как перед «пристанищами Иисуса Христа» вела и к идее телесных наказаний как необходимой мере: «По мере повышения статуса детства усиливается социальный контроль над ребенком и поднимается уровень требований, предъявляемых к нему обществом. Дети больше не должны быть предоставлены сами себе — этот принцип, поначалу применявшийся лишь в немногих образовательных учреждениях по отношению к детям из очень богатых семей, впоследствии станет всеобщим. Вторым принципом становится умеренная строгость, недопущение потакания детским капризам. Третий принцип — сдержанность, воспитание в детях скромности. Назидательная литература популяризирует идею особенного отношения к детям, стремление оградить их от «грязных сторон» жизни взрослых.»(https://cyberleninka.ru/article/v/detstvo-kak-sotsialno-konstruiruemyy-fenomen) В это Отстранение от «грязных сторон жизни взрослых» задавало с одной стороны сексуальную неприкосновенность ребенка, не столько в его интересах, сколько из представления о недопустимости любых форм сексуальной жизни, если они не в супружестве и не имеют целью рождение детей, то есть прокреацию.  Понятно, что проявление самостоятельной детской сексуальности оказались под еще большим запретом. «Детская мастурбация начинает подвергаться жестокому наказанию, врачи распространяют миф о том, что эта практика приводит к слабоумию, эпилепсии и смерти. Главным методом наказания долго являлось физическое наказание», — пишет в своей книге-исследовании Анна Шадрина (Анна Шадрина/ «Дорогие дети», НЛО 2017, стр 92) Была распространена практика отправки ребенка на проживание в монастырь, в другую семью, на работу или ученичество.

Амбивалентный стиль (14-17 век) считает ребенка «чистым листом», а перед родителями ставит задачу «слепить», «сформировать» правильного человека.  В это время и появляется идея ответственного за ребенка и его воспитание родителя, это расцвет педагогических доктрин и возникновение идеи «заботливой матери», «доброго ангела семьи»

Принудительный стиль 18 века характеризуется попыткой контролировать ребенка через сближение и эмпатию, через понимание и контроль его внутреннего мира. Но при этом родительские усилия сопровождаются идеей освоения, понимания внутреннего мира ребенка.

Социализирующий стиль 19-20 века обусловлен массовостью среднего образования, превращением ребенка в объект социализации, наставлением на «правильный путь», большой вовлеченностью в этот процесс социальных институций, что характерно и для Советской России, в которой ребенок с одной стороны был «общий» и его «воспитывали все», а с другой стороны царила идея ответственной матери: «Мать должна была быть солидарной с любой общественной инстанцией, — пишет Светлана Адоньева, — выражающей недовольство ее ребенком, карать по указанию специалистов. Именно и только с этой целью родителей вызывали в школу, желая видеть их лично. В прочих случаях, когда родителям удавалось выполнить все предписания и заработать общественное одобрение, инстанции обходились письменными посланиями (грамотами). В домашних архивах советской поры, вперемешку с поздравительными открытками и фотографиями хранятся детские «грамоты» и «благодарности»: дана такой-то за такое-то место в соревновании по…, школа № выражает благодарность родителям NN за…

Болезнь и неуспех ребенка – вина матери, здоровье и успех – заслуга учителей и коллектива, а также оздоровительных мероприятий.

А еще – матерью быть стыдно, потому что – «не девушка» именно в физиологическом смысле. Супружество – слабое прикрытие совершенного греха, дети –  неопровержимое доказательство падения. Именно поэтому, я думаю, прозвучал незабываемый возглас в одном из советско-американских телемостов: «В СССР секса нет!» Секс для советской женщины – постыдная тайна ее замужества. Его надо было скрывать, проживая в общих комнатах с родителями и детьми. Телесная сторона любви была полностью изъята из нормативного языка и переместилась в просторечие и брань. Собственно, все то, что делает русский мат, он делает с женщиной, клеймя ее за сексуальный опыт. Или же – размещает кого угодно в позицию женщины, имеющей сексуальный опыт. И, самое главное, что в этой позиции русский мат располагает именно мать.» (http://www.folk.ru/Research/adonyeva_motherhood.php?rubr=Research-articles) К тому же в 1970-хх, спустя 20 лет после ее выхода в США в СССР прорывается книга американского психиатра Бенджамина Спока, которая по удачному выражению Анны Шадриной заставила поколения советских женщин вовлекаться в материнский труд, совмещая его с работой, в то время как сам Спок писал, адресуясь женщинам среднего класса и домохозяйкам.

С середины 20 века человечеству свойственен «помогающий стиль»: ребенок полагается личностью, обладающей самостоятельной ценностью, которая лучше, чем его родители знает о своих потребностях, за ребенком закреплены определенные права, совершенно устанавливается идея детской сексуальной неприкосновенности, недопустимости сексуальной эксплуатации детей и нанесения им вреда. Развитие идей феминизма и взгляд на проблемы пола, гендера, воспитания, родительских практик и сексуальности через призму власти (Нэнси Чодороу, Мишель Фуко) создает новое пространство осмысления того, какими должны быть сексуальные отношения между взрослыми. И как в это пространство встроены дети. Вопросы детской сексуальности, возраста согласия, права подростков на секс остро дискуссионные по сей день. Показателен в этом отношении скандал, разразившийся в 1998 году в Американской Психотерапевтической Ассоциации, когда Брюс Райнд и его соавторы, использовав рандомную неклиническую выборку студентов из разных стран мира, исследовали опыт людей, добровольно вступивших в сексуальные отношения со взрослыми до возраста своего совершеннолетия, то есть пока они еще считались детьми, с точки зрения их паспортного возраста и действующего законодательства. Райнд и его коллеги не обнаружили у последних возникновения психологических проблем, чем вызвали острую критику и обвинения в поддержке педофелии. (приводится по Джесси Беринг «Я, ты, он, она и другие извращенцы», АСТ 2015, стр 172-173). Надо понимать, что речь шла о старших подростках, а выборка включала в себя разные страны, где официальный возраст согласия различается и сейчас.

Еще одну перспективу, с точки зрения развития общества и технологического прогресса, развития и изменения коммуникативных технологий и их влияния на социальное устройство задает в своей книге «Исчезновение детства» (Neil Postman «The disappearance of childhood» New York: Delacorte Press, 1982) Нейл Постман. Очевидный уже сейчас разрыв «передачи информации» от поколения к поколению в эпоху, когда внуки лучше, чем их деды ориентируются в цифровом пространстве Интернета, а информация из масс-медиа проникает с экранов телевизоров и компьютеров к детям, минуя родителей, создает размывание между детством и взрослостью. Тот священный ужас, который человеку конца 19 – начала 20 века «следовало» испытывать перед дверью родительской спальни и сакральным миром взрослых, исчезает перед доступностью любой информации, самого жестокого или сексуального характера, которую современный ребенок может добыть в один клик. Такое свойственное нашему времени явление как появление «взрослых детей» — «кидалтов», не желающих взрослеть психологически, отказывающихся от деторождения или заводящие детей на исходе фертильности, тоже связывают с желанием взрослых занимать «детскую нишу».  Таким образом, детство вновь начинает «мерцать» или исчезать, и в мире современных коммуникативных технологий родителям придется совершать специальные усилия, чтобы оградить детей от не релевантной информации и тем выше потребность в здравом и осмысленном сексуальном просвещении, ориентированным на возраст конкретного ребенка и его эмоциональные навыки.  По выражению того же Нейла Постмана «Невозможно представить, чтобы наша культура забыла, что ей нужны дети. Но она на полпути к тому, чтобы забыть, что детям нужно детство. И те, кто будет настаивать на его сохранении, совершат благое дело».

Современные наработки в области сексуального просвещения

Сексуальное просвещение в России – исторически сложная тема. С одной стороны, у нас есть данные ВОЗ, полученные еще в 1993 году, которые показали, что сексуальное воспитание и образование, вопреки некоторым распространенным страхам, ведет не к повышению сексуального интереса у подростков и молодых людей, а наоборот, к более сознательному и здравому поведению, включая и более поздний срок полового дебюта, и уменьшение количества подростковых беременностей. Сходные данные показывает и сравнение между штатами «библейского пояса»  — консервативными штатами в США, где в школах введена политика полового воздержания, и теми штатами, в которых дается сексуальное просвещение (National Survey of Family Growth (NSFG) 2011-2015 года). Международное техническое руководство по половому просвещению от ЮНЕСКО, созданное в 2010 году в ходе глобальной технической консультативной встречи с участием экспертов из 13 стран и при взаимодействии специалистов из   ЮНЭЙДС, ЮНЕСКО, ЮНФПА, ЮНИСЕФ и ВОЗ, приводит специальный обзор литературы, посвященный тому, как половое просвещение влияет на сексуальное поведение человека. (BZgA, ВОЗ ЕВРО, Стандарты полового воспитания в Европе. Основы для политических деятелей, органов образования и здравоохранения, 2010г.)  Согласно данному обзору, который объединяет 87 исследований из разных стран, половое просвещение не ускоряет начало половой жизни и не ведет к увеличению числа партнеров. «Анализ 63 исследований, в ходе которых оценивалось влияние программ по половому просвещению на начало сексуальной жизни, выявил, что 37% программ отсрочили начало половых отношений у всех или у значительной части лиц, принимавших участие в исследовании, а 63% программ не оказали никакого воздействия. Важно отметить, что ни одна из этих программ не ускорила начало сексуальной жизни. Аналогично, 31% этих программ привел к уменьшению числа половых контактов (включая возврат к воздержанию), 66% программ не оказало никакого воздействия и 3% привело к увеличению их числа. Наконец, 44% программ привели к уменьшению числа сексуальных партнеров, 56% не оказали никакого воздействия, и ни одна программа не привела к увеличению числа таких партнеров. Небольшой процент нежелательных результатов равен ожидаемому случайному проценту или меньше его, учитывая большое количество рассмотренных значимых результатов. В соответствии с тем же принципом незначительное число положительных результатов, скорее всего, было случайным» http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001832/183281r.pdf

Несмотря на кажущуюся очевидность необходимости полового просвещения вообще, и в частности, крайнюю актуальность освещения тем полового здоровья в связи с угрозой здоровью нации из-за распространения ВИЧ-инфекции, никаких мер по профилактике эпидемии по-прежнему нет, согласно заявлению Покровского Вадима, руководителя федерального научно-методического центра по борьбе и профилактике ВИЧ-инфекции,  данного «Газете.ру» в 2017 году. «Никаких мероприятий по предупреждению новых случаев у нас не проводится. В основном занимаются диагностикой, для которой и запущена совместная программа Минздрава и иных организаций. Но это выявление уже заболевших.  Наша же задача — обучать людей, чтобы они не заразились. Этим у нас занимаются мало, доходит до того, что Госдума чуть ли не обсуждает вопрос о том, можно ли произносить слово «презерватив» https://www.rbc.ru/society/20/01/2016/569fa9849a794768bb441afa

Не спасает положение и то, что в 2014 году Россия ратифицировала конвенцию Совета Европы по защите детей от сексуального насилия и сексуальной эксплуатации, шестая статья которой «Просвещение детей» гласит: «Каждая Сторона принимает необходимые законодательные или иные меры, направленные на обеспечение включения в программы начального и среднего школьного образования информации для детей об опасностях, связанных с сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием, а также информации о способах защиты себя, адаптированной к их развивающимся способностям. Такая информация, предоставляемая, при необходимости, во взаимодействии с родителями, дается в более широком контексте полового воспитания, и в ней особое внимание уделяется ситуациям повышенной опасности, в особенности связанным с использованием новых информационных и коммуникационных технологий» (Генеральная Ассамблея ООН, Конвенция о правах ребенка. Организация Объединенных Наций, Treaty Series, 1989 год. )

В отношении сексуального просвещения подростков и молодежи Россия, можно даже сказать, совершает некие шаги в обратном направлении (дело Лены Климовой и статья КоАП РФ Статья 6.21., дело Юлии Савиновских).  И речь часто идет не об отсутствии программ полового воспитания вообще, а про некоторый разворот к «традиционной» и откровенно религиозной «нравственности», с подменой знаний моралью и ставкой на полное половое воздержание (https://tayga.info/140771).

Отсутствие внятной информации на фоне «драматического разрыва» между поколениями; та скорость, с которой меняется общество; всепроникающий Интернет, представления о «правильном родительстве» («Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания/Под ред. А.Я. Варги – М.:ОГИ; Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2006) приводят к ситуации, в которой многие родители ищут, как, когда и какую информацию «об этом» давать детям.  Данная статья предлагает некоторое видение того, как мог бы выглядеть некий «план» общения с ребенком на сексуальные темы, который основан на уже существующих программах сексуального просвещения детей, с учетом некоторых современных российских реалий и с опорой на библиографические источники, которые могут быть вспомогательными в этой теме.  (например: ЮНЕСКО, Международное практическое руководство по половому воспитанию, основанное на документальных сведениях, для школ, учителей и органов здравоохранения, 2009г.)

Согласно пояснительной записке к так и не попавшей к российским старшим школьникам программе полового воспитания «Быть вместе: пол и здоровье», разрабатываемой с участием отечественных экспертов, в том числе, проректора Московской высшей школы социальных и экономических наук Бориса Шапиро, в курс должны были быть включены следующие темы:

  1. Анатомия и физиология репродуктивной системы.
  2. Гигиена и здоровье.
  3. Социокультурные аспекты сексуальности и полоролевой социализации.
  4. Психосексуальное развитие и сексуальное поведение.
  5. Взаимоотношения и коммуникация (знания, ценности, личностные характеристики и навыки).

Традиционно для нашей страны формальное сексуальное просвещение и/или половое образование были предназначены для только старших классов школ, вспомним тут учебник «Этика и психология семейной жизни» под редакцией Кислицыной, тоже предназначенный для 10-11 классов и акцентирующийся на теме семейных отношений. Однако, очевидно, что понимание таких вещей как разница полов, любовь и дружба, настигает детей гораздо раньше, и все то, что можно назвать неформальным образованием, происходит в семье и в близком окружении ребенка. С какого же возраста оно начинается? Если мы обратимся к сложившемуся в психологии пониманию, что взрослая сексуальность неотъемлема от детского опыта проживания телесного себя, опыта отношений и привязанности с близкими людьми, так называемыми «фигурами привязанности» (Джон Боулби «Создание и разрушение эмоциональных связей» / Пер. с англ. В.В. Старовойтова —2-е изд. — М.: Академический Проект, 2004; Карл Хайнц Бриш «Теория привязанности и воспитание счастливых людей», Теревинф 2015;), то можно будет сказать, что неформальное половое воспитание, так или иначе, начинается с рождения.  Что делает несколько актуальной шутку о том, что для счастья своих детей родителю стоит пройти личную психотерапию до их рождения. Если посмотреть на то, в каком возрасте с детьми предлагается начинать осознанные разговоры, то здесь есть незначительные расхождения: сексуальное образование введено в Нидерландах с 4 лет и начинается с рассказа о том, что другой пол нужно уважать, а также про безопасность (кто «свой», кто «чужой»); в Германии с 4 класса школы (строение тела, его функции, здоровье, гендерные различия, беременность, дружба, любовь, сексуальные потребности и сексуальное насилие); в Швеции с трех лет (идентификация половых различий, равенство полов и способность говорить о своем теле) (BZgA, ВОЗ ЕВРО, «Стандарты полового воспитания в Европе. Основы для политических деятелей, органов образования и здравоохранения», 2010г).

Во всех программах сексуального образования есть единый и очень важный пункт «Сексуальное образование должно соответствовать возрасту». «Термин «соответствующий возрасту» весьма важен в этом контексте. По сути, более правильным было бы использование термина «соответствующий стадии развития», потому что не все дети развиваются одним и тем же темпом. Тем не менее, термин «соответствующий возрасту» используется здесь в значении «соответствующий возрасту и стадии развития». Термин обозначает постепенное углубление в то, что является интересным и релевантным, и какая степень детализации необходима в определенном возрасте или на определенной стадии развития. Ребенок в возрасте четырех лет может спросить, откуда появляются дети и ответа «из маминого животика» обычно достаточно и он соответствует возрасту. Тот же самый ребенок лишь позже может начать интересоваться, «как ребенок попал в мамин животик?» и для этого возраста другой ответ будет соответствующим. Ответ, который не подходит ни в коем случае – «ты еще слишком маленький, чтобы знать об этом!». Соответствие возрасту объясняет, почему необходимо заново пересмотреть одни и те же темы сексуального образования в разном возрасте; в процессе взросления они исследуются более основательно.» (http://rodkom.org/ftp/oficial/standart_sex.pdf)

Исходя из всего вышесказанного, предлагаем вниманию читателей попытку систематизировать темы для обсуждения родителями с детьми, и их классификацию по возрастам. Предлагаемая модель ни в коем случае не является неким абсолютом, скорее представляя из себя вспомогательный материал для рефлексии родителей и релевантных теме специалистов относительно тех задач, которые могло бы включать в себя половое воспитание в каждом возрасте. Данная модель никак не исключает того, что в каждом конкретном случае необходимо учитывать личные особенности ребенка и его семьи, его этноса, культурного, национального и религиозного окружения. Не хотелось бы также усилить родительскую тревогу и создать почву для переживаний, связанных с тем, что какая-то тема все еще не была затронута, а значит с чем-то «опоздали». Практически все темы, как можно будет заметить, являются сквозными и повторяющимися, и в целом сводятся к шести-семи сквозным «мета-темам»:

  1. Строение тела (названия частей тела для самых маленьких и вплоть до информации о репродуктивной системе, ее функциях и влиянии гормонов – для самых старших)
  2. Идентичность (начиная вопросами, в чем различаются и схожи мальчики и девочки для младших и вплоть до знаний о разнице между полом, сексуальной ориентацией и сексуальным поведением)
  3. Репродукция (откуда берутся дети и вплоть до вопросов контрацепции и прерывания беременности, включая вопросы ответственности и последствий)
  4. Здоровые отношения (уважение ко всем полам и гендерам, к разному типу семей, здоровые способы выражать чувства, в том числе принимать или давать отказ в дружбе или любви; согласие на секс, уважение к сексуальным и интимным границам, удовольствие и комфорт в сексуальном контакте)
  5. Личная безопасность (от права на «нет» и отказа на прикосновения для маленьких и до осведомленности в УК за сексуальное насилие для старших, о том, что такое сексуальное насилие, манипуляции, эксплуатация детей, инцест)
  6. Здоровье (гигиена и забота о своем теле для младших и вплоть до информации о ВИЧ и заболеваниях, передающихся половым путем для старших школьников)
  7. Половое созревание (об изменениях, происходящих в пубертате)

Систематизация тем по возрастам:  

В 3-4 года:

— Как называются все интимные части тела, включая гениталии (такие слова как «вагина», «клитор», «пенис», «анус», «ягодицы»)  Разница между мальчиками и девочками. Цель беседы: Чтобы в случае сексуальных домогательств ребенок мог ясно выразить происходящее, а вы смогли его понять.  (Фраза: «Вася трогал мой анус» является ясной и однозначной, а фраза: «Вася странно со мной играл» не даст вам информации. К тому же, многие дети молчат, потому что не знают, как назвать то, что происходит.) А также понимание интимных зон, которые трогать другим нельзя (кроме оговоренных людей и ситуаций: например, только мама и потому что она купает; врач, при осмотре, если мама рядом и т.п.)

— Информация, откуда берутся живые существа. Цель беседы: удовлетворить детское любопытство с «опережением», это возраст первой социализации, в котором ребенок уже начинает понимать, что есть мальчики и девочки, мамы и папы, а также семьи, устроенные по-другому. Чем себе помочь: Анатомические атласы по возрасту

— Информация о разном устройстве семей, разных людях. Цель беседы: Формирование толерантного и неагрессивного отношения к миру. Отсутствие стыда, если твоя семья, хоть в чем-то «не такая», отсутствие стигмы по отношению к другим семьям. Хорошим примером яркой и иллюстрированной книги для этого возраста, является, например, книга Перниллы Стафельт, «Одного поля ягоды». (Пернилла Стафельт «Одного поля ягоды»/ Открытый мир, 2007)

В 5-7 лет:

— Право сказать «нет», если не хочешь, чтобы к тебе прикасались. Не прикасаться к другим, если они не хотят, чтобы к ним прикасались. Цель беседы: Формирование уважительного отношения к телесным границам своим и других людей, профилактика нежелательных прикосновений

— Что делать, если твое «нет» не слышат и не останавливаются. Цель беседы: Профилактика нежелательных прикосновений, сексуальной эксплуатации и насилия. Чем себе помочь: Книги про ОБЖ для малышей. Людмила Петрановская «Что делать, если».( Людмила Петрановская «Что делать, если»/ Мир энциклопедий Аванта+, 2018)  Правило «Нет-уйди-расскажи»: 1) Громко скажи «нет» 2) Тут же отойди от этого человека 3) Немедленно расскажи какому-то взрослому, что тебя трогали против воли. Рекомендуется игровое проигрывание таких ситуаций с ребенком, например, тренировка навыка кричать «нет» с родителем, в виде игры: «Кто из нас громче крикнет «Нет»?»

В 6-8 лет:

— Отношения с другими людьми. Кому можно доверять и кому нельзя. Роль разных людей в жизни ребенка, особенно взрослых, наделенных авторитетом: учителя, тренера и пр. Цель беседы: К сожалению, большинство злоупотреблений детьми совершаются в близком кругу (информация центра «Сестры») Необходимо учить ребенка, что «знакомый» еще не значит «безопасный», но при этом не испугать его. Чем себе помочь: Рекомендуются игровые практики, например, строим с ребенком домик и проговариваем «Кого в домик пустить». Сказки о безопасности. Хорошо зарекомендовало себя упражнение «Круги близости” Мэрэлин Мюррей (приводено в книге В.Д. Москаленко «Когда любви слишком много Профилактика лю­бовной зависимости. — М.: Психотерапия, 2006), адаптированное под нужные темы. Например, вы берете фигурки, которые обозначают знакомых вам с ребенком людей и размещаете их в кругах, проговаривая «В это кругу те, кому можно открыть дверь, если ты в квартире один. А в этом те, кому можно открыть, если дома мама. А в этом те, кому открывать совсем нельзя», и так далее. Или, например «У кого можно взять конфету? – У родной бабушки? А у приятной старушки на улице? А у знакомой девочки? А у незнакомой девочки, которая старше на 5-6 лет?»

— Про то, что такое травля и буллинг, про «стыдные и нестыдные секреты». Цель беседы: К сожалению, школьная травля, особенно тех детей, которые имеют какие-то отличительные признаки, не такое уж редкое явление, причем процентов 10% травли провоцируется самими учителями («Современный ребенок. Энциклопедия» стр 490-491) При этом, многие дети молчат о том, как им плохо или о травле, которая происходит с другими, чтобы не быть «ябедами». Чем себе помочь: Проговорить про то, что если от «тайны» кому-то плохо, хранить ее нельзя. Быть на стороне своего ребенка и не обвинять, если травят его. Если травля происходит по отношению к другому: учить на примере сказок, фильмов, книжек, объяснять, как плохо и тяжело тому, кого обижают.

— Про гендерные стереотипы и про то, что они несправедливы и вредны. Что девочки могут играть в футбол, если хотят, а мальчики, если хотят, вязать или вышивать. Цель беседы: Гендерные стереотипы приводят, в частности, к тому, что девочки уже в возрасте шести лет начинают занижать свои умственные способности на основании своей гендерной идентификации (http://science.sciencemag.org/content/355/6323/389) Нашим детям жить в мире, где в семье, как правило, два работающих человека и известно, что более справедливое и равное распределение домашних обязанностей влияет на гармоничность отношений (http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/2378023118765867). Имеет смысл воспитывать детей, осознающими влияние СМИ и социума на их представления.  Чем себе помочь: Книги о феминизме по возрасту, как для мальчиков, так и для девочек

В 9-10 лет:

— Про тело, про то, что люди и их тела разные, а картинки в журналах мод и рекламе лгут. Про то, что рост, вес, сексуальная ориентация бывают разными и это нормально. Цель беседы: Формирование положительного образа себя. Позитивная установка к разным образам тела и инаковости людей – залог избавления от многих страданий в будущем, когда тело будет меняться (а оно меняется всю жизнь) и гарантия гуманного отношения к людям вообще. Толерантность к другим. Пожалуй, сексуальная ориентация – особый камень преткновения в подобных беседах. Тут только хочется призвать обращать внимание на проверенные источники информации по данной теме, которые предоставляют московское общество «Ресурс» и петербургский «Выход», если вы в поиске грамотной информации по данному вопросу.  Позитивный образ телесного себя – это основа самооценки в будущем.

— Про порнографию. О ее вреде, о том, что она нереалистична, что это «специальное кино для взрослых» и показывает оно не реальные отношения, а фантазии.   Цель беседы: Планшеты и смартфоны делают порнографию «доступной в два клика» для многих детей. Известно, что средний возраст осознанного просмотра порнографии – 11 лет, следовательно, имеет смысл говорить с будущим подростком об этом явлении до того. Порнография не является безвредной, она определяет сценарии будущих сексуальных отношений (http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/2378023118765867), а также порождает массу страхов и комплексов относительно своего тела и сексуального взаимодействия.

— О половом созревании. Цель беседы: грамотная информация и снижение страхов и переживаний, связанных с грядущими переменами: информация об изменении тела, менархе, поллюциях, гигиене и пр.

— О маструбации и о том, что она нормальна.

— Про здоровые отношения: невзаимную любовь, дружбу, предательство, здоровое выражение чувств и коммуникацию. Цель беседы: Научить ассертивности – умению дружелюбно, но твердо отстаивать свои границы. Чем помочь: Например, книги Ирины Чесновой для детей. (Ирина Чеснова «Как стать взрослым», АСТ, 2017); книга Лены Климовой «Настоящая девчонка». (Лена Климова «Настоящая девчонка. Книга о тебе», Издательские решения, 2018) Также дети обычно с удовольствием и  благодарностью слушают рассказы родителей об их опыте первой любви и дружбы, обидах и отвержении, и о том, как они справлялись и что сейчас сделали бы по-другому.

— Еще раз о строении мужского и женского тела, половом акте и появлении детей на свет. О том, как наступает беременность и какие есть способы ее предотвращения (контрацепция), об аборте, об ответственности за ребенка.  О ВИЧ и его способах передачи.  Цель беседы: К этому возрасту вы можете смело исходить из того, что ребенок так или иначе узнает или увидит информацию о половом акте, родах и прочем, вопрос только – от кого и в какой форме? Поэтому ваша цель – грамотная и не пугающая, соответствующая возрасту информация.  Так вы учите его ответственности, пониманию последствий, бережности к своему здоровью. Чем помочь: анатомические атласы по возрасту

В 11-13 лет:

— Еще раз пройдитесь по всем означенным темам на более глубоком уровне

— О правах детей, о недопустимости сексуального насилия. О том, что секс – это удовольствие, предназначенное только для взрослых!  Цель беседы: Секс – важная часть жизни для подавляющего большинства взрослых людей. И совершенно нормальная. Не стоит пугать сексом и его последствиями («еще забеременеешь!»), внушать, что это что-то грязное и постыдное, — все это может не лучшим образом отразиться в будущей взрослой жизни ребенка. Не бойтесь сказать, что секс – это не только, чтобы появлялись дети, но и способ показать любовь, симпатию, но только у взрослых людей и между взрослыми людьми! Что никто не имеет права заниматься сексом с ребенком и что склонять ребенка к любому сексуальному взаимодействию – наказуемо. Вспомните правило «Нет-уйди-расскажи» для ситуаций, если к тебе пристают. Обязательно скажите ребенку, что виноват всегда тот, кто склоняет несовершеннолетнего к сексу.

— О разнице между дружбой и романтикой, о разных типах отношений, о первой любви, первой невзаимной любви, о том, как определять любят ли тебя или манипулируют тобой, о здоровых отношениях

— О согласии. О том, что «да» должно значить «да», а «нет» должно значить «нет».  Цель беседы: Профилактика сексуального насилия.

— О кибербезопасности. О поведении в социальных сетях, о том, что не стоит высылать другим фото своего обнаженного тела. Цель беседы: защитить от травли и преследования в Интернете.

14-17 лет:

— О «первом разе» и что он не должен произойти только потому, что на тебя давят, или чтобы удержать партнера. Что сексуальная жизнь сама по себе не делает никого взрослым. Еще раз о беременности, контрацепции и ответственности. О заболеваниях, передающихся половым путем.  Цель беседы: Грамотное информирование. До сих пор даже не всем взрослым известно, что девственная плева есть не у каждой, и что боль и кровь во время полового акта – скорее результат неумелых действий партнера, а не данность. В подростковой среде много страхов и  мифов, как например, что девушку, уже вступившую в сексуальную жизнь можно «вычислить» по походке. Внимание к своем телу и его комфорту, а также понимание, что боль при половом акте – не норма, важно для построения гармоничных отношений в будущем. Известно, что одна из самых распространенных причин избегать секса с партнером у взрослых, — в невозможности сказать партнеру прямо, что тебе нравится и что нет (Ульрих Клемент «Хороший секс, несмотря на любовь», ЭКСМО, 2011 ).

— О сексуальных потребностях тела, о нонконкордантности, о том, как физиологическое возбуждение влияет на принятие решений. Цель беседы: Умение слушать и слышать себя – важный компонент того, чтобы в будущем не терпеть насилие в сексе и получать от него удовольствие, что в свою очередь определяет качество жизни во взрослом возрасте. Чем себе помочь: Как работает сексуальное возбуждение и торможение, почему иногда физиологическое возбуждение и желание не совпадают, хорошо написано в книге Эмили Нагоски «Как хочет женщина» (Эмили Нагоски, «Как хочет женщина», Манн, Иванов и Фарбер, 2017). Обращаем внимание, что говорить о беременности и контрацепции, о том, что партнерше не должно быть больно во время полового акта с мальчиками так же важно, а может быть и важнее, чем с девочками!

— О согласии и что им является, о влиянии на поведение алкоголя и психоактивных веществ, о том, что нельзя считать согласие человека под воздействием ПАВ данным осознанно. Еще раз об уголовной ответственности. О возрасте согласия по законодательству РФ, о возрасте вступления в брак. Цель беседы: Ребенок узнает, что у него есть права и обязанности, учится быть в гармоничных отношениях, предотвращению ранней беременности, профилактике ЗППП и защите от насилия, учится принимать осознанные решения и проговаривать свои желания.

— О первых мерах в случае, если стал жертвой сексуального насилия и стал свидетелем того, что стал кто-то другой. Цель беседы: Научить оказывать помощь себе и другому, снизить последствия вероятных травмирующих ситуаций.

— О разнице между полом, гендером, ориентацией и поведением в сексе. Цель беседы: грамотная информация по возрасту.

Родителям также стоит понимать, что, говоря с ребенком на темы, связанные с полом, сексуальностью и отношениями, они передают не только слова, но и свое ко всему этому отношение. Просмотр предложенных тем может вызывать вопросы к себе и к пробелам в своем сексуальном образовании. Это неудивительно, поскольку наше общество в значительной степени наследует тому, в котором «секса не было». Стоит помнить, что на самом деле, сексуальное образование длиться всю жизнь, но особое значение оно имеет в подростковом и юношеском возрасте. А также, что многие открытия в сфере человеческой сексуальности сделаны не так давно, и не стали доступны даже взрослым людям, в частности это, например, касается и таких «невинных» физиологических данных, как истинные размеры клитора и его роль в женском сексуальном удовольствии (Ian Kerner “She comes first” 2004, стр 18 ). Как показывает опыт многолетних лекций по теме перед родительской аудиторией, слушателям обычно очень хочется знать точные формулировки ответов на вопросы. Но, подчеркиваем еще раз, все дети разные, все семьи разные, и кроме тем и формы подачи, очень важно еще и то, что именно мы транслируем своим поведением и отношением к этой теме. Владимир Леви в своей книге «Нестандартный ребенок» остроумно описал взрослые страхи и типы родительских реакций на простой детский вопрос: «А откуда я взялся». Например, родители отвечают: «- Отстань! Некогда! Не задавай глупых, неприличных вопросов» Так ребенок узнает, что секс – это неприлично. Или традиционное «Вырастешь – узнаешь» Ребенку может быть не очень очевидно, когда именно вырастешь, а узнать можно от друга во дворе или в Интернете, не долго дожидаясь. Или «А кто это тебя надоумил? Гадость какая!» — Так ребенок не узнает, откуда он взялся, но уже понимает, что тема и с ней связанное как-то грязно. К не самым удачным попыткам стоит и отнести рассказы о пестиках и тычинках, попытки прочитать длительную и по-медицински точную лекцию, растерянность, когда родители чуть ли не пугаются темы, а ребенок получает мета-послание, что он все же спросил о чем таком, о чем спрашивать как-то нехорошо и неловко. Одним словом, многим взрослым, неизбежно, придется столкнуться с тем, что разговор о сексе с ребенком – это столкновение с этой темой в самом себе. И узнать, что порой не стоит бояться признания, что и сам знаешь не все, и предложить поискать достоверную информацию – вместе.

ЛИТЕРАТУРА:

Адоньева С.Б. (2009) Материнство: мифология и социальный институт. В сб. Адоньева С.Б. Дух народа и другие духи. Спб: Амфора

Джесси Беринг (2015) Я, ты, она, она и другие извращенцы. Об инстинктах, которых мы стыдимся. пер с англ Ольга ван дер Путтен, М: АСТ

Карл Хайнц Бриш  (2015) Теория привязанности и воспитание счастливых людей. М: Теревинф

Джон Боулби (2004) Создание и разрушение эмоциональных связей. Пер. с англ. В.В. Старовойтова М: Академический Проект

Варга А.Я, 2006 (ред) Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания.М: ОГИ; Фонд научных исследований «Прагматика культуры»

Генеральная Ассамблея ООН (1989 год) Конвенция о правах ребенка. Организация Объединенных Наций, Treaty Series. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (Дата обращения: 10.07.2018)

Ульрих Клемент (2011) Хороший секс, несмотря на любовь. Пер с нем Глебова А. М: ЭКСМО

Лена Климова (2018) Настоящая девчонка. Книга о тебе. Издательские решения, Ridero

Эмили Нагоски (2017) Как хочет женщина. Мастер-класс по науке секса. Пер с англ Степанова ВикторияБрагина Наталья. М: Манн, Иванов и Фарбер

Панченко А.А. (2004) Отношение к детям в русской традиционной культуре. Журнал «Отечественные записки», 3 (6) URL: http://magazines.russ.ru/oz/2004/3/2004_3_3.html  (Дата обращения: 12.07.2018)

Людмила Петрановская (2018) Что делать, если. М: Мир энциклопедий Аванта+

Подвойский Д. Г. «Детство как социально конструируемый феномен» (2014) Вестник РУДН. Серия: Социология. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/detstvo-kak-sotsialno-konstruiruemyy-fenomen Дата обращения: 10.07.2018)

Пушкарева Н.Л. (2014) Материнство как социобиологическое явление: психология, философия, история. Научно-практический ежегодник «Запад-Восток» URL: https://cyberleninka.ru/article/v/materinstvo-kak-sotsiobiologicheskoe-yavlenie-psihologiya-filosofiya-istoriya (Дата обращения: 12.07.2018)

Пернилла Стальфельт (2008) Книга о любви. М: Мир детства медиа

Мишель Фуко (1998) История сексуальности. Том III: Забота о себе. Пер с фран Т.Н.Титова, О.И. Хома. М-К: М: ДУХ И ЛИТЕРАГРУНТРЕФЛ-БУК

Нэнси Чадороу (2006) Воспроизводство материнства: Психоанализ и социология гендера, Пер с англ – М:Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН)

Ирина Чеснова (2017) Как стать взрослым. М: АСТ

Анна Шадрина (2017) Дорогие дети: сокращение рождаемости и рост «цены» материнства в 21 веке. М: НЛО

ЮНЕСКО (2009) Международное практическое руководство по половому воспитанию, основанное на документальных сведениях, для школ, учителей и органов здравоохранения. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001832/183281r.pdf (Дата обращения: 02.07.2018)

Lin Bian, Sarah-Jane Leslie, Andrei Cimpian (2017) Gender stereotypes about intellectual ability emerge early and influence children’s interests. Science Vol. 355, Issue 6323, pp. 389-391
URL: http://science.sciencemag.org/content/355/6323/389 (Дата обращения: 09.07.2018)

 

BZgA, ВОЗ ЕВРО, (2010) Стандарты полового воспитания в Европе. Основы для политических деятелей, органов образования и здравоохранения URL: http://rodkom.org/ftp/oficial/standart_sex.pdf (Дата обращения: 05.07.2018)

Daniel L. Carlson, Amanda Jayne Miller, and Sharon Sassler (2018) Stalled for Whom? Change in the Division of Particular Housework Tasks and Their Consequences for Middle- to Low-Income Couples.

Socius: Sociological Research for a Dynamic World Volume 4: 1–17

URL: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/2378023118765867 (Дата обращения: 09.07,2018)

Ian Kerner (2004) She comes first: the thinking man`s guide to pleasuring a woman. Harper Collins Publishers Inc. P 18

Neil Postman (2011) The disappearance of childhood. New York : Vintage Books