РЕАЛЬНАЯ И ИДЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ (В СРАВНЕНИИ С ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКИХ, ФРАНЦУЗСКИХ И ЮЖНОКОРЕЙСКИХ ПОДРОСТКОВ)

Статья опубликована в журнале Human Systems

Перевод  Г.Будинайте и К.Новгородова

РЕАЛЬНАЯ И ИДЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ (В СРАВНЕНИИ С ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ, ФРАНЦУЗСКИХ И ЮЖНОКОРЕЙСКИХ ПОДРОСТКОВ)

WHAT ARE BALANCED AND UNBALANCED FAMILIES IN THE PERCEPTION OF RUSSIAN ADOLESCENTS IN COMPARISON TO AMERICAN, FRENCH, AND SOUTH KOREAN FAMILIES WITH ADOLESCENTS

Г.Л.Будинайте , М.С.Зеленская

Grazhina BudinaiteMaria Zelenskaya

В распоряжении специалистов, работающих в области изучения и психотерапии семьи не так много стандартизованных измерительных методик. Созданная Д. Олсоном методика FACES, позволяющая количественно измерять структурные характеристики семейной системы — одна из немногих, дающих возможность решать подобные задачи.

Нашей целью была стандартизация методики Д Олсона для дальнейшего ее использования в изучении российских семей с детьми подросткового возраста. Были получены стандартизованные нормы для этой возрастной группы, что сделало возможным сравнение этих норм с

1) нормами для других возрастных групп (семей с детьми 3-7 лет и 12 лет);

2) нормами для подростков других стран (США, Франции и Южной Кореи) — последнее было нашим основным интересом.

Мы выявили существенные различия в том, как подростки из разных стран описывают сбалансированные и несбалансированные структуры «реальной» и «идеальной» семьи. Выявленные нами стандарты для российских семей — как для их реальной семьи, так и для той, которую они видят «идеальной» — оказались в зоне, которая в более широком контексте рассмотрения (в сравнении с нормами других стран) оказывается в зоне «дисфункциональных» семьей. Это вызывает вопросы и требует специального обсуждения и дальнейших исследований.

Ключевые слова: циркулярная модель Д.Олсона, структурные характеристики семейной системы, культурные особенности, шкала адаптивности, шкала сплоченности, семья с подростком, семья с ребенком младшего возраста, функциональная – дисфункциональная семейная система, стандарты и нормы.

Specialists working in the field of modern family study and support still have few really useful, well-structured and standardized measurements for their research. D. Olson’s FACES, exploring structural family characteristics, is one of the few we can use here.

In this article, we aim to apply Olson’s method to the investigation of families with adolescents in Russia. Standardized norms for this age group were obtained from this study, which also made it possible for us to compare them with 1) norms for other age groups in so-called “balanced” and “unbalanced” families (groups of children of age 3-7 and age 12) 2) with the norms of such groups in other countries – USA, France and South Korea (our main goal).  We show that there is a measurable difference in perceiving «real» and «ideal» families as balanced or unbalanced among culturally different groups of adolescents.  Standards that we have obtained for Russian adolescents show that their real families, as well as the families they would like to have, are in the zone that may be considered “dysfunctional” in the wider context of world standards. This raises a lot of questions and calls for further investigation.

Key Words: D. Olson circular model, structural characteristics of family systems, cultural features, the adaptability and cohesion scales, family with teenager, families with children, functional – dysfunctional family system, standards and norms.

Читать статью