ПЯТЬ ПРАВИЛ В РАБОТЕ АДВОКАТА ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики с 2005 по 2015 гг. в среднем на каждые два брака в стране приходился один развод [1]. Вместе с ростом числа неполных семей стремительно растет и количество споров родителей о воспитании детей, вытекающих из их раздельного проживания. Согласно данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2008 г. в российские суды поступило 17 014 дел данной категории, в 2010 г. – 24 784, в 2016 г. – 30806[2].

Спор родителей о том, с кем из них останется проживать ребенок и как другой родитель будет с ним общаться, разрешаемый в судебном порядке, по своей природе является весьма чувствительным для всех участвующих в нем лиц, он чаще всего носит конфликтный характер и имеет целый ряд особенностей, вытекающих из психологических характеристик и установок сторон, их социального положения, распространенных в обществе стереотипов, а также свободы судебного усмотрения при принятии решения. В случае урегулирования такого спора во внесудебном порядке путем заключения соглашения о месте жительства ребенка и о порядке общения с ним отдельно проживающего родителя, стороны действуют на принципах взаимности (взаимоограничений, взаимопомощи, распределения ролей, объема прав и обязанностей), не состязательности, гуманности и добровольности, исходя из интересов ребенка, добросовестности в исполнении родительских обязанностей и без цели препятствования друг другу в реализации родительских прав[3]. Вместе с тем, согласно статистике [4] только 10% родителей способны отделять нужды ребенка от своих собственных; признают важность его общения с другим родителем; считают другого родителя достаточно компетентным в вопросах воспитания и способны к взаимодействию с ним; контролируют негативные эмоции друг к другу и решают конфликт с использованием социально приемлемых способов выражения недовольства. В 75% спорах родители настраивают ребенка против друг друга, совместно проживающий родитель пытается всеми возможными и доступными способами ограничить его общение с другим родителем, который в свою очередь, получая редкую (если не единственную) возможность пообщаться с ребенком, воспользовавшись ею, и вовсе скрывает место его дальнейшего нахождения. На этой стадии спор родителей носит уже острый конфликтный характер, когда способы ограничения права другого родителя на участие в воспитании ребенка являются не просто неприемлемыми, но и противоправными. Таким образом, ребенок невольно оказывается вовлеченным в конфликт родителей, в котором они реализуют свои права без учета и даже в нарушение его собственных прав. В этой борьбе родителей дети являются одновременно целью и способом ее достижения, ее свидетелями и участниками, они находятся в зоне риска, когда потенциальная угроза быть похищенным и разлученным с одним из родителей существует постоянно и стабильно растет. Большое количество родителей годами ведут свою «войну», которая не прекращается даже после принятия судом решения о воспитании и месте проживания ребенка. Подобное поведение родителей наряду с невозможностью выстроить диалог между собой, также объясняется отсутствием эффективного механизма взаимодействия при разрешении их спора помогающих специалистов (адвокатов, медиаторов, психологов, психиатров), одновременное участие которых может не только способствовать обеспечению интересов ребенка и каждого из родителей, помочь слышать друг друга и быть услышанными друг другом, но и как результат привести в кротчайшие сроки к урегулирования спора мирным путем. Однако на практике такому взаимодействию не уделяется достаточного внимания.

Основываясь на опыте авторов по оказанию квалифицированной юридической помощи при расторжении брака, у подобных споров можно выделить одну общую тенденцию: один из супругов и (или) родителей не был готов к происходящему, он не собирал компромат против другой стороны, не выводил имущество из семьи, не копил деньги на адвокатов, психологов, медиаторов, детективов, не искал надежное убежище для себя и ребёнка. И когда наступает «час икс» от незнания что делать, от характерных эмоций он начинает совершать ошибки. В этой связи возникает вопрос: «Можно ли как-то избежать развития конфликта до «точки невозврата» и что для этого нужно?». Мы считаем, что это возможно, и для этого предлагаем следовать 5 правилам «благополучного» развода, разработанным нами в процессе осуществления адвокатской деятельности. В контексте настоящий статьи, под «благополучным» мы подразумеваем совокупность действий, направленных на минимизацию риска развития событий по линии конфликта, на сохранение взаимодействия между бывшими супругами и(или) родителями в дальнейшем.

Правило первое. Задать доверителю три вопроса: «Как распад семьи (развод) повлияет на детей? Насколько его причина невыносима, а принятое решение — окончательно? Что может в действительности принести желаемый результат: расторжение брака или сохранение семьи?»

Решение о «начале новой жизни» должно быть принято без влияния собственных страхов, эмоций, чувств и мнений родителей, друзей или кого-то ни было еще. Для того, чтобы понять причины и конечные цели принятого решения доверителю гораздо эффективнее обратиться вначале к психологу, нежели к адвокату. Вероятно, что после психологической поддержки юридическая помощь может и вовсе не понадобится.

Главной задачей адвоката на этапе обращения к нему доверителя является оказание эффективной правовой поддержки и защиты от негативных последствий необдуманных решений, консультирование по всем возможным вариантам разрешения сложившейся конфликтной ситуации с учетом ее особенностей и пожеланий доверителя. Вместе с тем, миссия адвоката заключается в том, чтобы сделать процесс распада семьи (в случае неизбежного характера такой ситуации) максимально человечным, цивилизованным и сострадательным для людей, принявших решение об этом. В этой связи, следует признать, что порой без комплексного сопровождения семьи в условиях развода, обойтись не представляется возможным. Только взаимодействие адвокатов, психологов и медиаторов, обладающих специальными знаниями в своей области и поддерживающих семью в рамках своей компетенции на разных этапах ее распада, может сделать его благополучным и завершенным.

Правило второе. Донести важную мысль до доверителя о категорическом запрете вовлечения ребенка в конфликт родителей. Убедить в том, что развод следует осуществлять по правилам, в котором главное – исключить ребенка из конфликта. Ребенок – не свидетель скандала, не заложник отношений взрослых людей, не собственность родителей и не участник боевых действий. Он-самостоятельный субъект семейных, родительских правоотношений.

В случае, когда у супругов есть дети, то нравственная и профессиональная задача адвоката состоит в том, чтобы развод не нанес им непоправимого вреда, не причинил моральных и нравственных страданий. Когда родитель принимает решение об ограничении общения ребенка со вторым родителем, сокрытии его места нахождения, то важно распознать реальную причину такого поведения: это — действие в интересах ребенка или месть за нанесенные обиды? В последнем случае, адвокат не должен поощрять поведение доверителя, главной целью которого является совершение действий в обход (то есть фактически в нарушение) закона, действие не в интересах детей.

Деятельность адвоката в спорах родителей о детях — это квалифицированная юридическая помощь, направленная на обеспечение соблюдения и защиту прав родителя и ребенка, их совпадающих интересов, исходя из интересов несовершеннолетнего, с целью предотвращения и (или) сокращения влияния неблагоприятных последствий родительского конфликта на его благополучие. Ее целью должно быть обеспечение соблюдения прав родителя и ребенка, оказание квалифицированной юридической помощи ребенку через оказание ее родителю и обеспечение доступа ребенка к правосудию через защиту совпадающих интересов ребенка и родителя. Она должна носить социальный и правозащитный характер, основываться на принципе защиты совпадающих интересов родителя и ребенка, защите интересов доверителя, в наибольшей степени совпадающих с интересами ребенка и приоритете наилучших интересов ребенка при принятии любых решений, непосредственно его затрагивающих и способных повлиять на его благополучие, поиске справедливого баланса интересов. Ее предметом должна быть защита, охрана и обеспечение прав и интересов ребенка одновременно с правами родителя как доверителя адвоката.

В этой связи сутью адвокатской деятельности в спорах родителей о детях становится не просто предоставление квалифицированной юридической помощи доверителю, а эффективное разрешение сложившегося конфликта между родителями, хотя и в правовом поле, но в условиях, когда, во-первых, применяемые очевидные юридические методы могут оказаться не самыми действенными методами разрешения конфликта, поэтому семье требуется психологическое (комплексное) сопровождение, а, во-вторых, когда адвокату приходится учитывать не только интересы своего доверителя, как законного представителя ребенка, но и интересы самого несовершеннолетнего, как главного объекта притязаний доверителя, и как самостоятельного субъекта-носителя гражданских прав, что имеет особенное социальное значение. При выявлении конфликта интересов между интересами родителя, как доверителя адвоката, и детей, адвокату следует действовать в соответствии с требованиями закона и нравственности, руководствоваться принципами и нормами адвокатской этики, исходить из интересов несовершеннолетнего, что позволит представлять интересы доверителя, как родителя, одновременно защищая права его ребенка и их совпадающие интересы.

Правило третье. Объяснить доверителю, что решение суда не всегда является выходом из конфликтной ситуации. Доведение конфликта до судебного разбирательства иногда может стать подспорьем для злоупотребления правами другой стороной.

Предсказать результат рассмотрения спора в суде не всегда возможно. Зачастую так случается, что вынесенное решение не прекращает конфликта, ставшего причиной обращения в суд, более того, только усугубляет его. Альтернативным способом разрешения спора выступает мировое соглашение, как наиболее эффективный метод урегулирования семейных конфликтов. Оно может быть заключено в результате проведения переговоров или процедуры медиации, главной задачей которой является создание условий для построения диалога между конфликтующими сторонами. Среди опрошенных адвокатов 88% согласились, что в спорах родителей о детях всегда нужно способствовать заключению мирового соглашения, однако лишь 14% организовывают для этого переговоры или предлагают обратиться к процедуре медиации [5]. В то же время адвокат обязан консультировать родителей о существующих вариантах мирного урегулирования спора и правовых последствиях каждого из них, что вытекает из п. 2 ст. 7 Кодекса профессиональной этики адвоката [6]. При принятии соответствующих решений учет мнения и интересов ребенка, уважение его прав обязательны. Все правовые инструменты, обеспечивающие их, должны быть гарантированы адвокатом во внесудебных механизмах в той же мере, в которой они обеспечиваются на суде. Вместе с тем, есть случаи, когда не рекомендуется предлагать заключение мирового соглашения. Речь идет о бытовом насилии супругов по отношению друг к другу и(или) к детям. Избиение, единичные побои, — это вопрос привлечения к административной или уголовной ответственности, а не условий мирового соглашения.

Правило четвертое. Адвокат не должен выполнять функции медиатора и(или) психолога.

Когда мы говорим о высоко конфликтных спорах, об отсутствии диалога между спорящими сторонами, о проявлении признаков психологической нестабильности, следует признать, что для достижения эффективного результата, выражающегося в благополучном, завершенном разводе, без помощи психологов и медиаторов не обойтись. Каждый из указанных специалистов выполняет свою, свойственную только ему одному функцию. Представляется, что для создания условий по выстраиванию диалога требуется медиатор – внешне нейтральная сторона, не имеющая личной заинтересованности в результате разрешения конфликта, не занимающая чью-то сторону из спорящих сторон. В случаях, когда родители спорят о содержании интересов ребенка, для лучшего понимания условий его благополучия им требуется поддержка психологов. Юридическим оформлением результатов работы медиаторов и психологов, занимается адвокат.

Вместе с тем, адвокатская деятельность не исключает выполнения функций медиатора, но исключительно на профессиональной основе, когда адвокат не является представителем одной из сторон, что не противоречит положениям Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [7] и Кодекса профессиональной этики адвоката. Отсутствие сотрудничества между родителями не является обстоятельством, которое само по себе может освободить адвокатов от совершения действий, направленных на мирное урегулирование спора. Напротив, это возлагает на них обязательство принять меры для примирения конфликтующих интересов родителей с учетом интересов ребенка. Адвокаты обязаны консультировать родителей по возможности примирения либо через судебные процедуры путем проведения переговоров, либо с помощью альтернативного механизма вне судебных слушаний путем участия в процедуре медиации. Предоставляемая информация должна пояснять последствия каждого из возможных вариантов с разъяснением преимуществ и целесообразности предлагаемых альтернатив [8].

Правило пятое. Процесс распада семьи требует комплексного сопровождения помогающих специалистов.

По уровню стресса распад семьи уступает лишь смерти близкого человека. А распад семьи, в которой есть ребенок – это трагедия. Вместе с тем, расторжение брака– это не только решение правовых, финансовых и имущественных задач, но и необходимость поиска решений в области эмоциональных и детско-родительских отношений, которые не находятся в плоскости компетенции лишь одного специалиста. Важно популяризировать тенденцию к пониманию обществом и осознанию того, что развод не должен становиться конфликтом, или причиной «борьбы» с партнером. Он также не может рассматриваться как личная проблема человека, с которой он должен справляться один. Только комплексная помощь способна дать желаемый результат – сохранение взаимодействия между бывшими членами семьи в условиях построения новой жизни, ради которой они приняли решение о расторжении брака.

Опыт адвокатской деятельности авторов показал, что при привлечении психологов к процессу сопровождения распада семьи в форме оказания разовых консультаций супругам (родителям), проведения диагностики конфликтной ситуации и выдачи им рекомендаций по налаживанию конструктивного взаимодействия, в том числе в интересах их несовершеннолетней детей, прохождения ими курсов психологической коррекции супружеских и(или) детско-родительских отношений, количество споров, разрешенных мирным путем увеличилось втрое, а в половине случаев удалось избежать обращения в суд за защитой нарушенных прав в принципе [9].

В зарубежных странах (США, страны Европейского Союза) к разводу относятся на профессиональном уровне институционально – существуют службы поддержки, которые занимаются разрешением конфликтов, связанных с распадом семьи, и включают в себя не только комплексное принятие мер по обеспечению решений в правовой, психологической и финансовой областях семьи, но и поддержку адаптации каждого из партнеров после развода, с тем, чтобы создание новой семьи прошло наиболее гармонично и комфортно.

Следует признать, что в Российской Федерации следует наметить аналогичные тенденции в рамках единой концепции поддержки семьи и популяризации семейных ценностей.

Литература

  1. [1]Официальная статистика. Население. Демография. Браки и разводы. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 27.09.2017).
  2. Ofizialnya statistika. Naselenie. Demografiya. Braki i razvodi. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (data obrasheniay: 27.09.2017).
  3. [2]Данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://www.cdep.ru/ index.php?id=79, http://www.cdep.ru/index.php?id=79&pg=1 (дата обращения: 25.05.2017); Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утв. Президиумом ВС РФ от 20.07.2011) // БВС РФ. 2012. № 7.
  4. Dannie Sydebnogo departamenta pri Verhovnom Syde RF. URL: http://www.cdep.ru/ index.php?id=79, http://www.cdep.ru/index.php?id=79&pg=1 (data obrasheniay: 25.05.2017)$ Obzor praktiki razresheniya sydami sporov, svyazannih s vospitaniem detei (ytv. Prezidiumom VS RF ot07.2011) // BVS RF. 2012. №7.
  5. [3]Дергунова В.А. Анализ правового регулирования и судебной практики разрешения споров родителей о детях. -М.: Федеральная палата адвокатов РФ, 2017 – С.7.
  6. Dergunova V.A. Analiz pravovogo regylirovaniya i sydebnoi praktiki razresheniya sporov roditelei o detyah. – M.: Federalnaya palata advokatov RF, 2017 – S. 7.
  7. [4] Русаковская О. А., Сафуанов Ф. С., Харитонова Н. К. Социально-психологические особенности высококонфликтных разводов, сопровождающихся судебным спором о порядке воспитания и месте жительства ребенка // Юридическая психология. 2011. № 3. С. 11–16.
  8. Rysakovskaya O.A., Safyanov F.C., Haritonova N.K. Sozialno-psihologicheskie osobennosti visokokonfliktnih razvodov, soprovogdaushihsya sydebnim sporom o poryadke i meste gitelstva rebenka // Uridicheskaya psihologiya. 2011. № 3. S. 11–16.
  9. [5] Деругнова В.А. (2017) Теория и практика разрешения споров о детях в суде: опыт адвокатской деятельности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.
  10. Dergunova V.A. (2017) Teoriya i praktika razresheniya sporov o detyah v syde: opit advoktskoi deyatelnosti: Avtoref. dis. … kand. urid. nayk. M.
  11. [6] Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. – 2013. – № 3.
  12. Kodeks professionalnoi etiki advokata (prinyat Pervim Vserossiiskim siezdom advokatov03.2003) // Vestnik Federalnoi palati advokatov RF. – 2013. — №3.
  13. [7] Федеральный закон от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // РГ. 2002. 05 июн.
  14. Federalni zakon ot05.2002 №63-FZ «Ob advokatskoi deyatelnosti i advokatyre v Rossiiskoi Federazii» // RG. 2002. 05 iun.
  15. [8] Деругнова В.А. (2017) Теория и практика разрешения споров о детях в суде: опыт адвокатской деятельности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.
  16. Dergunova V.A. (2017) Teoriya i praktika razresheniya sporov o detyah v syde: opit advoktskoi deyatelnosti: Avtoref. dis. … kand. urid. nayk. M.
  17. [9] Пашкова В. А. Определение места жительства ребенка и порядка участия в его воспитании: соглашение родителей или решение суда // ЭПОС. 2013. № 3 (55). С. 96–100.
  18. Pashkova V.A. Opredelenie mesta gitelstva rebenka i poryadka ychastiya v ego vospitanii: soglashenie roditelei ili reshenie syda // EPOS. 2013. № 3 (55). S. 96–100