ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ (Исаева И.И.)

Введение

В последние годы профилактика социального сиротства в России стала активно развиваться и работать на опережение семейного неблагополучия.

«Социальные обязательства, принятые Правительством Москвы по социальной поддержке граждан – жителей Москвы в 2014 году, в том числе многодетных семей, заложены в программе Правительства Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 гг.» (постановление Правительства Москвы от 06.09.2011 № 420-ПП).

По официальным данным, озвученным на он-лайн пресс-конференции заместителей руководителя Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Т.М. Барсуковой и А.З.Дзугаевой В 26 центрах социальной помощи семье и детям и отделениях по работе с семьей и детьми, осуществляющих деятельность в 34 территориальных центрах социального обслуживания, на учете состоит 81,3 тыс. семей и 160,9 тыс. детей, получающих различные социальные услуги. С 2015 году в городе функционирует  Городской ресурсный центр «Отрадное», 5 центров поддержки семьи и детства, 21 центр социальной помощи семье и детям, 72 отделения по работе с семьейЕсли еще лет 10 назад общество было нацелено на изъятие ребенка из семьи и оказание  помощи детям-сиротам, находящимся в учреждении, то сегодня уже активно работает профилактика социального сиротства на стадии, когда ребенок находится еще в семье и только начинаются какие-то трудности в функционировании семейной системы. С 2007 по 2008 гг было выявлено в РФ 124384 ребенка, оставшихся без попечения родителей, а с 2015 по 2016 гг уже всего 58168 ребенка. http://www.usynovite.ru/statistics/2015/1/

Остается все еще не отработанной технология выявления семейного неблагополучия Система профилактики зарождающегося социального сиротства на базе детских образовательных, медицинских учреждений работает недостаточно. Профилактика социального сиротства является сложной системной деятельностью, в которой необходимо учитывать потребности и интересы ребенка и семьи; баланс рисков и защитных факторов; разнонаправленные влияния социального окружения семьи. Существующее законодательство не может полностью отразить эту сложность. В ФЗ №442 «О социальном обслуживании» социальные услуги рассматриваются как разовые или повторяющиеся действия, однако для эффективной профилактики социального сиротства необходимы проектный и системный подходы. Система раннего выявления семейного неблагополучия работает недостаточно. Семьи в основном попадают в поле зрения социальных служб на поздних и хронических стадиях семейного неблагополучия, когда в них появляется явная угроза жизни и здоровью ребенка. Оказание услуг в социальных организациях г. Москвы носит в основном заявительный характер. Зная специфику семей, находящихся в кризисе, можно говорить о том, что семьи редко самостоятельно обращаются за помощью к специалистам. У социальных служб и органов опеки и попечительства не хватает ресурсов для своевременного выявления и оказания помощи семьям. Специалистам, выявляющим кризисные семьи, как правило, присуща многофункциональность, перегруженность, что часто ведет к поверхностному решению текущих задач. Было бы эффективным оперативное реагирование педиатров, воспитателей, учителей на каждое нарушение прав детей, хотя бы на базе медицинского/образовательного учреждения.  Достаточным основанием для реагирования являются случаи, когда родитель пришел за ребенком в нетрезвом виде, когда ребенок боится идти домой или говорит о насилии в семье, если ребенок голодный и т.п.. Важно реагировать на такие сигналы не запугиванием родителей или игнорированием проблемы, пока нет реальной угрозы жизни и здоровью ребенка. Необходимо приглашать родителей на беседы с учителем, обучающие родительские встречи, со специалистами, где родителям будет оказана поддержка, предоставлена информация о других формах поведения и воспитания ребенка и т.п. В книге «Оценка потребностей ребенка и его семьи,» 2011 г.(ссылка) приведен треугольник потребностей ребенка и возможностей родительского потенциала и факторов семьи и среды. Все эти факторы учитываются при решении специалистов об уровне удовлетворения потребностей ребенка.

По данным в 2015 году было выявлено 58 168 детей, что меньше на 5,6 % по сравнению в 2014 годом. (Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей) (http://www.usynovite.ru/statistics/2015/1/

Большие дебаты в социуме, да и среди специалистов шли на тему того, какое право специалисты имеют вмешиваться в частное дело семьи. Обсуждалась степень включенности в семью, каким образом предлагать психолого-социальную помощь, чтобы не получилось навязывание услуг, и семья принимала внешнюю поддержку. (Информационный портал семейной политики https://ivan4.ru/news/semeynye_tsennosti/sistema_rannego_vmeshatelstva_grozit_vyyti_na_gosudarstvennyy_uroven/,  Электронный журнал «Психологическая наука и образование» Раннее вмешательство и эмоционально-личностные нарушения в раннем возрасте Н. Н. Авдеева http://psyedu.ru/files/articles/2293/pdf_version.pdf) (ссылки на СМИ) Хочется отметить, что именно здесь и должна начинать работу система профилактики сиротства. По опыту работы уже более 5 лет в этом направлении, мы сделали вывод, что на стадии трудной жизненной ситуации идет реабилитационная работа (восстановление семейных функций). На стадии социально-опасного положения семьи работа специалистов направлена на контроль, надзор, управление функционированием семьи, сохранение здоровья и обеспечение безопасности ребенка в своей собственной семье, поиски ресурсов вне семьи. А профилактика, как раз начинается еще на стадии, когда у семьи все «отлично» – с популяризации семейных ценностей в СМИ, в детских учреждениях, а также своевременно оказанной социально-психологической, возможно, и материальной помощи семье.

В среде специалистов помогающих профессий есть этический кодекс и охрана конфиденциальной информации. (Этический кодекс психолога. Российское психологическое общество). Если семье оказана помощь – это остается тайной семьи и не выносится за пределы сопровождения, с указанием фамилий и имен благополучателей, если только сама семья не захочет официально дать интервью. Если семья, находящая на ранней стадии неблагополучия, откажется от предлагаемой ей помощи – это ее право, можно просто оставить ей координаты поддерживающих организаций, и надеяться, что она самостоятельно преодолеет возникшие трудности.

«Технология «работа со случаем» позволяет выстроить работу с семьей как единый реабилитационный процесс, в первую очередь за счет введения института «кураторов случая». Куратор организует работу с семьей и ребенком как единый процесс, следит за своевременным получением семьей услуг, устанавливает с семьей помогающие отношения, проводит мероприятия по повышению доступности услуг для семьи и т.п.». (Регламент межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, 2014 г.)

Семья — это живая система, которая реорганизуется вследствие изменения социальных условий (выход родителя на работу, смена места жительства и т.п.) и внутренних (рождение ребенка в семье, наступление подросткового периода и т.п.). Нормативные кризисы семья может преодолевать сама, имея на это внутренние и внешние ресурсы. Ненормативные кризисы могут «выбить» семью из привычной «колеи» — измена супруга, тяжелая болезнь члена семьи, смерть близких. Иногда семья испытывает сочетанные кризисы (нормативный и ненормативный). Именно в ситуации, когда семья с ребенком испытывает сильный стресс, приводящий к дезорганизации функций семьи, должны быть рядом службы, которые могут помочь семье пережить сложную жизненную ситуацию. (Н. И. Олифирович, Т.Ф. Валента, Т. А. Зинкевич-Куземкина, 2012)

«Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, за исключением случаев, когда совершенное несовершеннолетним правонарушение, не связано с ненадлежащим исполнением родителями (законными представителями) своих обязанностей, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации — семья, жизнедеятельность которой объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств (при отсутствии оснований для признания семьи находящейся в социально опасном положении) и которая не может преодолеть данные обстоятельства самостоятельно». (Регламент межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации. г. Москва 2014 г)

Оказывая помощь и изучая особенности семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, специалисты отмечают ряд критериев (сложностей), присущих данной семье.   Сотрудники программы «Родные и близкие» БДФ «Виктория» разделили данные критерии на категории: материальные, социальные, физические, психологические и педагогические.  Получается, что совокупность критериев, с которыми семья не в состоянии справиться, является первым сигналом о возможном риске социального сиротства. Особенности работы с семьями на ранней стадии неблагополучия, заключаются в основном в быстром оказании социально-психологической помощи семье и восстановлении утраченных семьей функций из-за различных жизненных обстоятельств. Срок сопровождения от 3 месяцев до полугода. По сути, специалисты не дают семье перейти в трудную жизненную ситуацию, а активизируют ресурсы семьи и ее окружения. Данные семьи часто осознают имеющиеся у них проблемы и готовы решать их.

В то же время для таких семей может быть характерно такое явление как выученная беспомощность.

«Выученная беспомощность (learned helplessness) — это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т.е. независимости результата от прилагаемых усилий («сколько ни старайся, все равно без толку»)». (Ильин Е. П., 2011)

Для иллюстрации того, как осуществляется работа с семьями на разных стадиях семейного неблагополучия опишем конкретные случаи.

Технология работы со случаем

Таблица 1

Технологический процесс оказания помощи семьям.

На этапе мониторинга проводится изучение достигнутых результатов сопровождения. Если конечная цель сопровождения не достигнута и специалисты видят положительные изменения и потенциал семьи к изменениям – сопровождение по данному случаю может быть пролонгировано на основе скорректированного плана.

После закрытия случая специалисты приглашают семьи на групповые мероприятия, остается возможность для родителей обратиться за консультацией.

Пример сопровождения семьи на ранней стадии неблагополучия.

Одинокая мать с двумя детьми 3,6 лет и 1,6 лет. Данная мать не могла устроить ребенка в детский сад, т.к. вовремя не оформила документы для постановки на очередь. Женщина обратилась в территориальный отдел социальной помощи населению за детской одеждой.

Мать имеет высшее образование и имела хорошо оплачиваемую работу до рождения детей. Ранее проживала с мужчиной, который внезапно ее бросил и порвал связь с семьей. Мать с двумя детьми была вынуждена переехать к своей матери в двухкомнатную квартиру, в которой еще проживала тетя детей (сестра матери) со своим сыном. Тетя злоупотребляла алкоголем и вела себя агрессивно. Семья проживала в одной маленькой комнате с бабушкой детей, места для игр не было. Дети не посещали никаких развивающих занятий. Мать находилась в эмоционально подавленном состоянии. Материальный доход семьи составлял лишь пособие на детей. Семья была на сопровождении около полугода согласно следующим критериям семья была отнесена к группе семей, находящихся на ранней стадии неблагополучия:

Низкий уровень дохода.

Ухудшение условий жилья, неудовлетворительные условия

Нет поддержки от родственников

Недостаточная ориентировка в оформлении пособий и льгот.

Непрожитые психологические травмы родителей (разлука с отцом детей)

Конфликты в семье между взрослыми членами

Нарушения развития эмоционально-личностной сферы детей (тревожность, агрессия и т.п.).

Низкая родительская компетентность в возрастных особенностях развития детей.

Основные выводы по результатам комплексной диагностики семьи.

Диагностика развития детей проводилась методиками согласно их возрасту по таблице психоневрологических функций Скворцова И.А..В результате первичной диагностики старшего ребенка было выявлено следующее: уровень развития ребенка не соответствовал возрастной норме. Ребенок инструкции понимал не в полном объеме. Запас знаний ниже возрастной нормы (не знает цвета, формы). Графическая деятельность не развита. Речь неразборчивая. Младший ребенок развит в пределах возрастной нормы.

При анализе данных, полученных в ходе диагностики было выявлено, что мужчины в роду исключаются и женщины одни воспитывают своих детей. Присутствуют со-зависимые отношения. В семье отмечается адекватное удовлетворение потребностей ребенка недостаточность требований-запретов к ребенку. Отмечается воспитательная неуверенность родителя.  Родитель уважает интересы ребенка, не стремится поставить ребенка в зависимость от взрослого. Наиболее эффективным родитель полагает не слишком строгое воспитание ребенка, в котором разумно сочетаются наказания и поощрения, четко установлены границы и запреты, через которые нельзя переступать. Эмоциональный контакт с ребенком оптимален. Отмечается приоритет семейных проблем над профессиональными, ограничение интересов матери.

Один из косвенных показателей того, что семья находится на ранней стадии неблагополучия, исходя из пятилетнего опыта работы с семьями – это высокий уровень мотивации к изменениям в семье. Мать интересовалась результатами каждого тестирования, обсуждала их с психологом. Мама довольно эмоционально восприняла результаты тестирования. С результатами согласилась. Особое внимание уделила отрицательным характеристикам, искала пути решения этих проблем.

Так же проведена социальная диагностика для изучения социального окружения семьи. Из-за нахождения матери в двух последовательных отпусках по уходу за детьми поддерживающее социальное окружение значительно уменьшилось. Семья посещает различные досуговые центры для детей, гуляет на детской площадке.

Специалистами, после проведенной диагностики и анализом результатов совместно с семьей был определен план сопровождения, включающий следующие задачи:

  • Улучшение жилищных условий
  • Устройство детей в детский сад.
  • Стабилизация эмоционального состояния матери
  • Повышение педагогической компетентности матери для укрепления эмоциональной связи с детьми, повышения уровня их развития.

Услуги, которые были оказаны семье:

Психолого-педагогические:

  • Психологическая поддержка матери (индивидуальные консультации, направленные на стабилизацию эмоционально-личностной сферы; групповые формы работы (родительский клуб, детско-родительские занятия)).
  • Развивающие занятия с детьми (индивидуально и в группе).

Социальные:

  • Консультация по организации досуга ребенка;
  • Консультация по жилищному вопросу;
  • Консультация по условиям зачисления ребенка в ДОУ

Первоначально консультации проводились по инициативе специалистов. Мама проявляла заинтересованность, с готовностью обсуждала предлагаемые темы. Позднее сама стала обращаться за консультациями. Основные вопросы, которые ее интересовали: Необходимо ли применять наказания и как это правильно сделать? Как общаться с ребенком, чтобы он слышал? Нужно ли играть с ребенком и как?

При этом следует отметить, что мать не просто следовала всем рекомендациям, а обсуждала данные вопросы также в кругу семьи, с друзьями, и таким образом приходила к определенным выводам.

На групповых занятиях мать проявляла активность. Старалась максимально эффективно использовать время занятия, выполняла упражнения, включалась в обсуждения. При этом часто ее точка зрения и ее опыт оказываются важны и полезны для других участников занятий. Темы занятий: «Что значит быть родителем», «Особенности развития детей дошкольного возраста», «Активное слушание», «Я-высказывания».

Детско – родительскими занятиями мать очень заинтересовалась, присутствовала на всех занятиях. Задавала вопросы. Пыталась с помощью специалистов справиться с непослушанием сына на занятиях. Домашние задания после занятий мать выполняла всегда совместно с ребенком.

Основные изменения в семье на момент окончания сопровождения семьи:

  • Мать пережила травму разрыва с отцом детей.
  • У матери появились навыки конструктивного общения с детьми, решились конфликты между сиблингами.
  • У старшего сына появилось отдельное спальное место (кровать приобрела организация);
  • Мать записала детей в детский сад.
  • Дети получили возможность развития в условиях группы детского сада (ГКП).
  • Развитие детей приблизилось к возрастной норме.

В настоящее время семья живет в собственной квартире в Подмосковье, дети посещают детские учреждения, мать работает, отношения внутри семьи благоприятные.

Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие уже множество проблем, и невозможностью без вмешательства специалистов их преодолеть. Срок сопровождения таких семей в среднем от 1 года. Здесь идет плотная работа команды специалистов – куратора семьи, психолога, социального педагога, менеджера, по необходимости привлечение узконаправленных специалистов (логопедов, дефектологов, психиатров и т.п.), а так же взаимодействие со структурами КДНиЗП, органами опеки и попечительства, государственными учреждениями, поддерживающими семей, другими СО НКО. Почти у каждого ребенка отмечается педагогическая запущенность либо задержка психо-речевого развития. Иногда, на ранней стадии трудной жизненной ситуации, семей могут направить к специалистам сотрудники детских садов, поликлиник, школ. У таких семей при длительно текущей трудной жизненной ситуации может появиться позиция «выученной беспомощности» в контексте ожидания помощи от государства; привычка, что за них решают проблемы. Семьи из трудной жизненной ситуации сами могут обратиться за помощью к специалистам, но в надежде, что специалисты решат все их проблемы, в основном материальные. Семьи из данной категории не всегда осознают весомость своих проблем и прогнозирование их влияния на семейную ситуацию и развитие ребенка. В данной категории специалисты очень аккуратно работают на установление контакта с семьей и со снижением защитного сопротивления к изменениям у семьи.

Пример сопровождения семьи в трудной жизненной ситуации

Одинокая мать 20-ти лет с 8-ми месячным ребенком.

В органы опеки и попечительства семья обратилась самостоятельно, за какой конкретно помощью мать объяснить не смогла. Семья на учете в опеке не состояла. Специалисты направили семью в помогающую организацию. Ребенок отставал в развитии, плохо набирал вес. Никто в семье не работал, материально помогала бабушка ребенка (со стороны матери), являющаяся пенсионеркой и проживающая недалеко от семьи.

Основные выводы по результатам комплексной диагностики семьи.

Психолого-педагогическая диагностика:

Диагностика развития ребенка проводилась методиками согласно его возрасту. Для сравнения с возрастными нормативами использовали психоневрологическую таблицу Скворцова. У ребенка выявилась общая задержка в развитии. Диагностика семейной системы методами, адаптированными под возможности родителя (не имеющие сложную формулировку и множество вопросов).

  1. Генограмма М. Боуэн. Со структурированным интервью и активной помощи психолога при составлении.
  2. Наблюдение за детско-родительским взаимодействием.
  3. Выход на дом с целью изучения условий проживания ребенка и наблюдения за взаимоотношениями между членами семьи.

При анализе данных, полученных в ходе психолого-педагогической диагностики, было выявлено:

При изучении истории семьи, выявилось, что мужчины в роду семьи исключаются или являются ведомыми. Присутствует слияние дочерей и матерей, при этом отношения между ними амбивалентные. Молодая мама проживает совместно со своим ребенком и сожителем, являющимся биологическим отцом ребенка. Мать так же сообщила о том, что сожитель применял физическую агрессию к ней и ребенку, вследствие чего у ребенка в 3-х месячном возрасте была черепно-мозговая травма.

  • Ребенок имеет задержку психического развития.
  • Мать имеет низкий уровень педагогических знаний и навыков по развитию ребенка.
  • Социальная диагностика.

Изучение социального окружения семьи. Обследование бытовых условий в квартире для проживания ребенка.

Семья социально изолирована. Мать отметила одну подругу, которая ранее снимала комнату в квартире, где проживает семья. В других секторах работа, учеба, досуг, родственники – никакой конкретной личности, кроме бабушки ребенка и сожителя не отмечено.

При посещении семьи на дому и интервью матери специалисты сделали вывод, что ребенок постоянно находится в детской кровати, помещение не проветривается, гигиена помещения и спального места не соблюдается.

Специалистами, после проведенной диагностики и анализом результатов совместно с семьей был определен план сопровождения, включающий следующие задачи:

Психолого-педагогические

  • Повышение педагогической грамотности матери (индивидуальные консультации, направленные на поддержку и развитие материнства; групповые формы работы — детско-родительские занятия).
  • Развивающие занятия с ребенком (индивидуально и паре с матерью).

Социальные:

  • Консультация по организации безопасного и развивающего пространства для ребенка в квартире;
  • Консультации по альтернативам получения среднего специального образования для матери;
  • Консультация по условиям зачисления ребенка в ДОУ.
  • Поиск поддерживающего социального окружения и расширение социальных контактов семьи

Услуги, которые были оказаны семье:

  • Психологическая поддержка матери на дому. Мать, в силу своей умственной отсталости (посещала школу для детей 8-го вида) первое время не понимала основных эмоциональных, физиологических потребностей ребенка. Команда специалистов (куратор семьи и психолог) устанавливали доверительные отношения с семьей, рассказывали о потребностях ребенка, приводили примеры для мотивирования матери к положительным изменениям. В процессе консультаций с матерью, она решила взять академический отпуск в училище, где находилась на очном обучении, в то время, как с ребенком находилась то бабушка, то сожитель.
  • Мать стала приходить с ребенком на развивающие занятия на площадку к специалистам после того, как увидела положительные изменения в развитии ребенка – ребенок начал ходить с опорой в 1 год, у него появился познавательный интерес. На детско-родительских индивидуальных занятиях применялись различные методики для общего развития ребенка: музыкальные, по системе Монтессори, подвижные игры и т.п. к которым приобщали и маму.
  • Групповые формы работы – детско-родительские мероприятия и праздники семья либо не посещала, либо посещала одна мать, активно участвуя вместе с маленькими детьми – рисуя новогодние открытки и т.п. У матери кроме ее матери, нет поддерживающей фигуры в социуме, с соседями она не общается. Общение с другими мамами на площадке – было так же способом поддержки матери, обменом опыта между родителями.
  • Работа с социальным окружением. Индивидуальные беседы с бабушкой детей, а также семейные встречи мама-бабушка и психолог для определения зон ответственности по развитию и содержанию ребенка. Общение с матерью о роли в семье сожителя, влияния его на жизнь ребенка, на ее жизнь.
  • Семье был предоставлен домашний помощник в тот период, когда у бабушки детей было тяжелое состояние здоровья и она не могла помогать семье, а мать перестала следить за домашним хозяйством. Период помощи был 4 месяца. Заранее оговорены условия и что мать будет все делать вместе с домашним помощником либо по его совету, подсказке. (Социально-бытовой патронаж семьи (домашний помощник) – стандарт услуги Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения г. Москва)
  • Так же была оказана материальная поддержка семье – в дар были отданы вещи, которые были в наличие у организации для ребенка.

Основные изменения в семье на момент окончания сопровождения семьи:

  • Мать начала принимать ответственность за свою родительскую роль.

После очередного избиения сожителем матери и ребенка, она написала заявление в полицию. Сожителю суд вынес меру пресечения в виде лишения свободы.

  • В быту мать поддерживает гигиену жилья, начала готовить разнообразные блюда.
  • Ребенок устроен в детский сад и регулярно его посещает.
  • В семье появились развивающие игрушки и организовано место для игр.
  • Мать в настоящее время вышла замуж за другого мужчину и родила еще двоих детей.

Период сопровождения данной семьи уже три года. Результаты по налаживанию быта и ухода за детьми, достигнутые при помощи домашнего помощника сохраняются, интегрированы в жизнь семьи. Сопровождение данной семьи продолжается, не так интенсивно, как раньше. Остаются посещение семьи на дому один раз в месяц и консультации по телефону, так как решается вопрос о построении траектории обучения старшего ребенка, в связи с его сохраняющейся задержкой психического развития.

 Пример семьи, находящейся в социально-опасном положении.

Семьи, находящиеся в социально-опасном положении (СОП), часто уже не имеют шансов на реабилитацию и восстановление собственных семейных функций. Срок сопровождения данных семей от 3 лет и до достижения младшим ребенком 18-ти лет, либо до того периода, когда кто-то другой (организация или родственник) возьмет опекунство над всей семьей, либо будет лишение родительских прав. На учете органов опеки находилась семья, с момента появления в ней ребенка (т.е. 2 года). Данная семья, заключила трехсторонний договор о социальном патронате «опека- семья- Фонд» и начала получать услуги Фонда. Оба родителя выпускники школы-интернат для детей 8-го вида ( умственная отсталость). Ребенок в этой семье имел задержку в развитии – все высшие психические функции были развиты на 1 год, в контакт ребенок вступал с настороженностью. Ребенок в момент вступления в программу был неухожен, голодный и детский сад не посещал. Семья проживала в своей квартире, которая была в антисанитарных условиях и захламлена. В квартире присутствовали неухоженные животные, которых родители подбирали на улице.  . Периодически отец уходил в алкогольный запой, мать употребляла энергетические алкогольные напитки.  В начале сопровождения выяснилось, что мать ожидает появления второго ребенка, мать до 7-го месяца беременности этот факт не замечала.

Диагностика семейной системы методами, адаптированными под возможности родителя

  1. Генограмма М. Боуэна со структурированным интервью и активной помощью психолога при составлении.
  2. Наблюдение за детско-родительским взаимодействием.
  3. Выход на дом с целью изучения условий проживания ребенка и наблюдения за взаимоотношениями между членами семьи.

Составление плана реабилитации семьи было ответственностью органов опеки и Фонда. Семья самостоятельно принимать решения о решении семейных проблем не могла. Явных проблем в развитии детей, обеспечении их основных потребностей  семья не видела. Большую часть времени специалистов, работающих в программе, занимало именно сопровождение данной семьи. Родители периодически теряли мобильные телефоны, не приходили на встречи. Специалисты часто приходили на дом к семье.

Основные задачи по работе с семьей

  • Устройство ребенка в детский сад на пятидневную неделю, во избежании пребывания его в антисанитарных условиях. Психологическая диагностика и коррекционная работа с ребенком на базе детского сада.
  • Мотивирование отца на устройство на работу, он периодически подрабатывал грузчиком на ярмарке.
  • Беседы с матерью с целью повышения ее родительской компетентности.

Семье была оказана услуга – домашний помощник (это социально-бытовой патронаж) Домашний помощник выходил в семью несколько раз в неделю и помогал родителям наводить порядок в квартире, обучал навыкам приготовления пищи и уходом за ребенком.

Ниже пример 3-х месяцев сопровождения данной семьи.

Социально-бытовой патронаж (работа домашнего помощника)

  1. Приобретение родителями навыков регулярной уборки квартиры.
  2. Помощь в организации безопасной и развивающей среды для детей, обучение родителей навыкам приготовления пищи для детей.
  3. Приобретение гигиенических навыков по уходу за детьми.

Психолого-педагогическое сопровождение

  1. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий со старшим ребенком на площадке в детском саду, направленных на снижение тревожности и страхов ребенка; с младшим, в присутствии родителей, направленных на общее развитие ребенка.
  2. Совместные коррекционно-развивающие занятия со всеми членами семьи с целью коррекции детско-родительских взаимоотношений.
  3. Консультации с родителями по минимизации конфликтов между супругами.
  4. Консультации родителям по вопросам воспитания и развития детей.

Социально-педагогическое сопровождение

  1. Социально-педагогические консультации с родителями по темам: уход за ребенком раннего возраста, соблюдение рекомендаций по лечению согласно назначениям врача, поддержание чистоты и гигиены в доме.
  2. Пополнение базы о ресурсах семьи, социального окружения. Поиск родственных ресурсов для поддержки семьи.
  3. Мотивирование семьи и содействие в решении неотложных социальных вопросов, таких как: восстановление документов (паспорта матери, социальной карты москвича, погашение задолженности по коммунальным платежам и свету, признание отца матери без вести пропавшим, постановка младшего ребенка на очередь в детском саду, постановка матери на биржу труда), в том числе сопровождение в соответствующие инстанции.
  4. Консультирование родителей по вопросам формирования и распределения семейного бюджета в соответствии с первичными потребностями семьи с двумя детьми.
  5. Занятия со старшим ребенком, направленные на социальное воспитание, развитие общего представления об окружающем мире, развитие навыков общения. Групповые детские занятия со сверстниками, направленные на формирование поведенческих навыков.
  6. Организация совместного семейного досуга.

Для поддержи семьи извне изучалось социальное окружение. Все имеющиеся контакты у семьи были асоциальны. Была составлена генограмма, которую мы здесь приведем. Единственный человек, с которым куратор длительное время вел переговоры о том, чтобы он взял опеку или периодически помогал семье – это была тетя матери (в генограмме отмечена, как тетя Валя).

Куратор по работе с семьей искал возможных родственников, которые могли бы стать опорой для семьи или помогать ей.

Изучая эту генограмму можно предположить, что, если бы службы по профилактике сиротства оказали помощь семье, находящейся на ранней стадии семейного неблагополучия, когда мать Анны была жива и были конфликты с отцом, возможно следующих историй сиротства и не было бы.

Ребенок, став свидетелем убийства матери, получил психическую травму и попал в коррекционное детское учреждение. Семью, где воспитывалась маленькая Аня на тот период можно было отнести к семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.  И из многочисленных телефонных разговоров куратора по работе с семьей с тетей Валей, выяснилось, что она думала усыновить эту девочку Аню, но как-то не решалась. В настоящее время тетя живет с дядей, своих детей у них так и не появилось. Девочка Аня выросла и родила еще двух детей Тетя Валя в настоящее время работает кассиром, взять ответственность за взрослую женщину с двумя детьми не может, даже не нашла время приехать к ним в гости. После завершения сопровождения семьи Анны и Семена, находящейся в социально-опасном положении, семья вновь вернулась в свой асоциальный образ жизни, опасный для детей. Достигнутые положительные изменения в развитии детей, обустройстве быта, организации досуга без поддержки извне были нивелированы. У семьи государство изъяло двоих детей. Возраст семьи остается репродуктивным, и есть риск нового воспроизводства сирот в этой семье.

У семей, находящихся в социально-опасном положении, часто дисфункциональность является хронической, идущей из поколения в поколение, с усугублением деструктивных моделей поведения и жизнедеятельности семьи.  Данный вывод сделан на основе изучения множества генограмм семей, где алкоголизм, правонарушения с пребыванием в местах лишения свободы, проживание детей в детских домах, конфликты, потеря связи и контактов с родственниками, психические заболевания часто присутствуют и усугубляются/увеличиваются с каждым поколением. Такие семьи плохо знают свой род, часто только одно-два поколения.

Примеры семей в СОП хорошо известны так же благодаря освещению в СМИ, и постановке их на учет в КДНиЗП (Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав) и органы опеки. В таких семьях у детей не удовлетворяются основные потребности в еде, уходе, имеется задержка развития. Родители не работают, часто ведут асоциальный образ жизни, злоупотребляют ПАВ, окружение асоциальное. В квартире гигиена жилья не соблюдается, захламленность, скученность, наличие множества неухоженных животных. «Благополучные» родственники уже давно не поддерживают отношения с такими семьями. Для описания примера одной из семей, необходима отдельная статья, так как проблем множество, и, как правило, с такой семьей уже работала не одна организация, которая оставляет «отпечаток» и формирует модель взаимодействия со службами, часто имеющую со стороны семьи защитный характер.

Заключение

Государственная система стала внедрять направление профилактики социального сиротства. В денежных затратах – гораздо дешевле оказать помощь семье в течение нескольких месяцев на ранней стадии неблагополучия, чем позже содержать детей из данных семей в учреждениях на полном обеспечении.  (Бардышевская, Лебединский, 2003, Борьесон, Бриттен 2009). «Согласно исследованиям Р.Спитца, нарастающее отставание в интеллектуальном развитии может стать обратимым, если в течение 3 месяцев происходит воссоединение с матерью. Если период разлуки больше, то травматические последствия нивелировать полностью уже не удастся. Т.е., если до разлуки с матерью ребенок развивался нормально, то после он начинает постепенно отставать». (Нанесение вреда психическому здоровью малолетних при изъятии их из семьи https://rvs.livejournal.com/729342.htmlВ конце статьи хотелось бы отметить, что огромную роль в оказании помощи семьям в ТЖС и СОП имеет личность помогающего специалиста и его отношение к своей работе и данным семьям. В работе с семьями, в последнее время, стали использовать работу со случаем, с принятием особенностей функционирования семьи. «По определению Американского общества кейс-менеджмента работа со случаем — это процесс, в котором объединяется оценка, планирование, помощь и поддержка в получении услуг, соответствующих потребностям здоровья клиента, осуществляемый посредством общения и поиска доступных ресурсов для достижения качественных и рентабельных результатов.» (ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом» Ресурсный центр реабилитации кровных и сопровождения замещающих семей).  И именно, работа со случаем, а не полностью со всеми проблемами семьи (и ближайшего окружения) является эффективной.

ОСОБЕННОСТЯМИ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ  являются:

  • Ранняя профилактика психолого-социального неблагополучия. Раннее выявление неудовлетворения потребностей ребенка, нарушения его прав и работа специалистов по нивелированию, с привлечением внутренних и внешних ресурсов семьи.
  • Поддержка родительства до проявления негативных семейных сценариев или на этапе их зарождения. На ранних стадиях семейного неблагополучия, родители, за частую, мотивированы на изменения в семье.
  • Активизация социального окружения семьи. Семьи, находящиеся на ранней стадии семейного неблагополучия, еще, зачастую, имеют контакты с благоприятным социальным окружением, которое может служить поддержкой для семьи.

Когда семья находится в социально-опасном положении, контакты с социумом прерваны либо у семьи асоциальное окружение. Специалисты осуществляют реабилитационную работу, которая приносит результаты, в основном пока идет сопровождение семьи. Данная работа малорезультативна.  Есть смысл в данной семье работать над поддержкой подростков, социализация их, помощь в самоопределении. Для маленьких детей, нахождение в такой семье – является опасным для физического и психического состояния.

Литература:

  1. Борьесон Б., Бриттен С., Довбня С.В., Морозова Т.Ю., Пакеринг К. Ранние отношения и развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2009. – 160с.
  2. ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом» Ресурсный центр реабилитации кровных и сопровождения замещающих семей. http://dobriy-dom.ucoz.ru/2016/shpargalka_tekhnologii.pdf
  3. Зверева И.Д., Кияница З.П., Кузьминский В.А., Петрочко Ж.В. Оценка потребностей ребенка и его семьи: от теории к практике:  Учеб. пос.: в 2-х частях. — К.: Задруга, 2011.- Часть I. — 224 с.
  4. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. М.: Питер. 2011
  5. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. М.: Питер. 2011
  6. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей http://www.usynovite.ru/statistics/2015/1/
  7. Методическое пособие для специалистов учреждений системы профилактики. – Смоленск, 2013.http://www.scienceforum.ru/2016/1933/23454 Психолого-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей.
  8. Онлайн пресс-конференция заместителей руководителя Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Т.М. Барсуковой и А.З. Дзугаевой http://www.dszn.ru/news/16475/?sphrase_id=285933
  9. Психолого-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей. Методическое пособие для специалистов учреждений системы профилактики. – Смоленск, 2013. http://www.scienceforum.ru/2016/1933/23454
  10. Регламент межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации. г. Москва 2014 г.
  11. Семья: психология, педагогика, социальная работа/ под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ, 2010. – 576 с.
  12. Социально-бытовой патронаж семьи (домашний помощник) – стандарт услуги Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения г. Москва. http://www.sirotstvo.ru/files/4390/5.pdf
  13. Стандарт услуги социально-бытовой патронаж. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения http://www.sirotstvo.ru/files/4390/5.pdf
  14. Олифирович Н. И. , Валента Т.Ф. , Зинкевич-Куземкина Т. А. Терапия семейных систем. — СПб.: Речь, 2012.-570 с.
  15. Этический кодекс психолога. Российское психологическое общество. Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России http://xn--n1abc.xn--p1ai/rpo/documentation/ethics.php